Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

130 лет со дня рождения русского поэта Владимира Владимировича Маяковского 

19 июля 1893 года родился великий российский и советский поэт, футурист, ставший одним из крупнейших литераторов ХХ века – Владимир Владимирович Маяковский. Помимо этого – киносценарист, драматург, режиссер, актер, редактор журналов художник.
     Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Будущий писатель происходил из семьи запорожских казаков. Один из предков его был полковым есаулом, что давало право на наследуемое дворянство. Впрочем, дворянами они были обедневшими. Отец уже служил третьеразрядным лесничим. Мама была украинкой. Сам маленький Володя детство провел на Кавказе и его первым языком (даже раньше русского) стал грузинский. Это позже давало ему право говорить о себе как о «рожденном между культур».

Его отец служил лесничим в селе Багдати, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха.
     В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, его отец Владимир Константинович, умер от заражения крови: он сшивал бумаги и случайно проколол иголкой палец. С того самого времени у его сына Владимира появилась фобия – он панически боялся иголок, булавок, заколок, шпилек и других острых предметов, потому что боялся заразиться. У него развилась гермофобия – бактериофобия (боязнь бактерий). До последних дней он так и не сумел её преодолеть: часто мыл руки и даже носил всегда с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
     Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский – ещё ребенком – впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».

После смерти отца семья оказалась в тяжёлом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца – у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было».
     Переехав в Москву, учился в одном классе гимназии с братом Бориса Леонидовича Пастернака Александром.     В московской гимназии юный поэт написал своё первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале.
     Увы, всего через год он был исключен из гимназии за неуплату за обучение – семья жила слишком бедно, чтобы позволить себе такие траты.
     В Москве Маяковский сблизился с революционно настроенным студенчеством. В 1908 году Маяковский вступил в РСДРП и работал по линии партийной пропаганды (создавал и распространял листовки и прокламации). и в итоге в 1909-1910 годах был трижды арестован по делу о нелегальной типографии, а также за связь с группой, которая занималась «экспроприациями» (ограблениями в пользу партийной кассы) и помощь в побеге группе женщин-политкаторжанок из Таганской тюрьмы.
     Однако по первому делу его освободили по малолетству (ему было 15 лет), юного революционера отдали «на поруки» матери, а по двум остальным – за недостатком улик. В третий раз посадили в тюрьму. Кстати, в тюрьме юный Маяковский вёл себя дерзко и бунтовал против местных порядков. Из-за этого его часто переводили из тюрьмы в тюрьму (всего он их сменил четыре) и даже полгода провел в одиночной камере знаменитой Бутырки. Именно здесь он написал первую тетрадку лирических стихов, которую у него отобрали на выходе (чему он позже радовался, стихи были слабые). – «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор. Однако именно с этого момента он позднее вёл счёт собственному творчеству. В заключении он прочитал множество книг.
     Владимир Владимирович Маяковский не сразу начал писать стихи – сначала он собирался стать художником и даже учился живописи.

Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической.
     Решившись учиться живописи – сменил нескольких преподавателей. Маяковский начал развиваться как художник. Он учился в подготовительном классе Строгановского училища, и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (пожалуй, единственное место в Российской империи, куда принимали сидевших по политическим статьям, без документа о благонадежности). Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже – с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых.
     Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы – «Пощёчина общественному вкусу». Как писал Маяковский в автобиографии «Я сам»: «У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья». Родился российский футуризм.
    Через три года, за публичные выступления Владимира Маяковского исключили из училища.
             С самого начала своей творческой биографии Владимир Маяковский непрерывно, жадно и настойчиво пытался достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Его первые шаги в поэзии были связаны с борьбой за этого читателя, и нередко сопровождались улюлюканьем, выкриками и вопросами о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Однако, несмотря на откровенно враждебные выпады, он всё-таки сумел найти своего читателя, мечты о котором носил в сердце с юности.
     Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил её на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом – начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №   13» (картина не сохранилась).
     С началом Первой мировой войны Маяковский рвался на фронт, но все его просьбы отклонялись из-за общеизвестной неблагонадежности поэта. В конце концов благодаря стараниям Горького, его взяли служить в учебной автомобильной школе.

Во время войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники – Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие – рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.
Владимир Маяковский писал в газеты, выпускал журналы, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.     В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви.

     Помимо рисования и поэзии Маяковский еще писал сценарии и даже снимался в кино. Увы, целиком до нас дошел лишь один фильм с ним в главной роли. Это картина Евгения Славинского «Барышня и хулиган» (1918). Сценарий к ней написал сам поэт на основе «Учительницы рабочих» Эдмондо Де Амичиса.
     Работая «рупором революции», Маяковский пользовался полным доверием советской власти и часто выезжал за границу с пропагандистской миссией.

     С Есениным Маяковского связывали многолетние отношения соперничества – вражды – симпатии. Оба возглавляли влиятельные литературные движения. Оба были примерно одинаково талантливы, но если Маяковский был отчетливо поэтом будущего, то Есенин явно становился национальным поэтом.
     Оба это друг в друге чувствовали и негласно признавали за оппонентом выдающийся дар. Однажды Маяковский страстно расхвалил стихи Есенина в редакции журнала «Новый мир», но тут же запретил кому-либо   из присутствующих рассказывать об этом коллеге-поэту. Друг друга при этом они всегда ну упускали случая подколоть публично. За их противостоянием обожали наблюдать современники.
     Есенин: «Сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!».
     Маяковский: «А каков закон судьбы ваших „кобылез“?»
     Есенин: «Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах»…
    В 1922 году Владимир Маяковский возглавил (работал редактором журналов) литературную группу «Левый фронт искусств» ( «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.
         В 1928-1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссёром, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.
Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие – критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили – до 1953 года.
     Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например, той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести долгожданную выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты.

     В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако на открытие не пришёл никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

    Без успеха прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп».  В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский «исписался». Ему отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много нелестных выкриков с мест. Маяковского повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его психическое состояние становилось всё более нестабильным.
     Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым.
     Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской он встречался уже второй год, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Полонской собирался переехать жить.
     С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр. 4), в которой и произошло его самоубийство.
     Как в 1990 году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (1990 год №   13), в то утро поэт заехал за ней в восемь часов, потому что в 10:30 у неё в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко: «Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. „Нет“, – сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?…» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то   сказал: «Бегите, встречайте карету „Скорой помощи“ «… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то   говорит: „Поздно. Умер…“.

     После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза и других стран: Альметьевск, Берлин, Грозный, Дзержинск, Донецк, Запорожье, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Калуга, Орёл, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону…

     Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».
     А вы знаете, какое произведение Маяковский впервые написал лесенкой? Лесенка Маяковского, или Лесенка в стихосложении – один из способов деления поэтического текста на части. При записи стиха используются разрывы строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки. Закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Получила широкую известность благодаря Владимиру Маяковскому.
     Лесенка иногда использовалась в качестве литературного приёма российскими поэтами XIX века, обычно в повествовательных и драматических произведениях, или в стихотворениях «говорного» типа: в «Бахчисарайском фонтане» (1821-23), «Графе Нулине» (1825), «Медном всаднике» (1833), «Евгении Онегине» (1823-31) А. С. Пушкина, в поэмах «Мцыри» (1840), «Кавказский пленник» (1828) М. Ю. Лермонтова, «Балете» (1866) и «Современниках» (1875-1876) Н. А. Некрасова. Однако в XIX веке этот приём не получил широкого признания и распространения.
     В начале XX века среди поэтов становятся популярны эксперименты с визуальным оформлением вербального текста. Одним из первых, кто отошёл от традиционной формы записи стихотворных строк отдельными неделимыми строчками, был Андрей Белый.     Однако именно Владимир Маяковский сделал эту форму широко известной.    
     Существует несколько вариантов объяснения использования Маяковским «лесенки».
1. Маяковский получал в некоторых изданиях гонорар за свои произведения в зависимости от количества строк, а не печатных знаков, и такой способ записи стихов позволял ему заработать. Преподававшему с 1924 года русскую литературу XIX века в Одесском институте народного образования Льву Рудольфовичу Когану удалось зафиксировать диалог Маяковского со студентом, который вопросом публично намекнул на чисто корыстные мотивы «ломания» строки.
2. Дислексия, которой, по мнению ряда литературоведов, страдал Маяковский, могла затруднять для него чтение слов в одной строке. Подобной точки зрения придерживался маяковед Юрий Карабчиевский: Они хорошо дополняли друг друга, и если Брик не умел писать, то Маяковский не умел читать. Возможно, именно из-за дислексии Маяковский мог придумать и свою «лесенку». Это позволяло легко выделять смысловые части предложения.
3. Неграмотность. Возможно, Маяковский, не закончивший гимназию, не умел грамотно расставлять запятые.

Юношеству занятий масса.
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы.

Владимир Маяковский «Люблю» (1922)

     Маяковский практически никогда самостоятельно не расставлял запятые в рукописях и просил об этом Осипа Брика. Лесенка стала «визитной карточкой» Маяковского вскоре после 1923 года. Как раз в это время у него не было возможности передавать рукописи на редактуру Брикам из-за очередного кризиса в отношениях с Лилей Брик.
4. Сильная интонационная насыщенность стихов Маяковского приводила его к нехватке существующих знаков препинания. Ступеньки стали для Маяковского средством более точной передачи читателю ритма и интонации стихотворения, а также пауз, необходимых при чтении. Сам Маяковский объяснял необходимость использования «лесенки» невозможностью полностью передать ритм стиха читателю только лишь пунктуацией. С помощью «лесенки» поэт стремился усилить живость и непосредственность звучания слов, избавить их от «чрезмерной» грамматической правильности.
     Лесенка оказала большое влияние на отечественную и мировую поэзию XX века. Такой схемой записи стихов пользовались Семён Кирсанов, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий и другие.


        

Полезные ресурсы

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Использование материалов сайта
При цитировании и копировании материалов с сайта библиотеки активная гиперссылка обязательна!

Политика конфиденциальности

©️ 2012-2024, КУКОО «ООСБС им. А. Г. Абашкина». Все права защищены.

Контакты

E-mail: oo_lib_ab@orel-region.ru

Телефон:

(4862) 77-09-75 (директор),

77-08-54 (главный бухгалтер),

(4862) 77-08-37 (отдел обслуживания)

Наш сайт использует файлы cookies. Используя этот сайт, Вы даете согласие на использование cookies-файлов в соответствии с политикой конфиденциальности. На данном этапе Вы можете отказаться от использования cookies-файлов, настроив необходимые параметры в своем браузере.
Нажмите для озвучки текста