Писатель Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье председателя городского совета Павла Аксенова и заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария» Евгении Гинзбург. В 1937 году его родителей арестовали по сфабрикованным делам.
Отца, члена РСДРП(б) с 1918 года, обвинили в «притуплении большевистской бдительности» и антигосударственной деятельности, мать объявили участницей троцкистской террористической организации. Воспоминания Евгении Гинзбург о годах, проведенных в тюрьме, легли в основу ее автобиографической книги «Крутой маршрут», тогда как детские впечатления Аксенова о поездке к ней на поселение в Магадан нашли отражение в его романе «Ожог» в середине 1970-х.
Несмотря на господствовавшее в советском обществе отношение к детям «врагов народа», которое выражалось пословицей «яблочко от яблони недалеко падает», Аксенову удалось окончить школу в Магадане, вернуться в Казань и поступить в мединститут.
«Они (родители) сказали: «В литературный тебя не возьмут, в университет тоже не примут, иди-ка в медицинский – в лагере врачи лучше выживают», — вспоминал Аксенов в интервью с Игорем Шевелевым.
Правда, из института его все равно выгнали. Василий Павлович не указал, что его семья — «враги народа» (самого вопроса в анкете на поступление при этом не было), но после смерти Сталина ему быстро удалось восстановиться и перевестись в 1-й Ленинградский медицинский институт.
Ослабление идеологической хватки государства после смерти Сталина открыло дорогу для той части советской молодежи, которая верила в возможность «западного» пути – появились советский джаз, советская «новая волна», советская авангардная поэзия. Одну за другой Аксенов печатает книги «Коллеги» и «Звездный билет», которые заставили критиков говорить о феномене «городской молодежной прозы», а самого писателя выводят в лидеры зарождающегося движения «шестидесятников».
Оба эти романа, кстати, были экранизированы с первыми лицами отечественного кинематографа тех лет – в «Коллегах» сыграли Василий Ливанов, Василий Лановой и Олег Анофриев (а в эпизоде фильма появился молодой Михаил Кокшенов), а на съемки картины «Мой младший брат» (экранное название «Звездного билета») пригласили Андрея Миронова, Олега Даля, Александра Збруева и Олега Ефремова.
Отличительной чертой раннего Аксенова была попытка «примирить» любовь к джазу, гуманистические ценности, живую речь и искренние чувства с патриотизмом, советским официозом и государственным строем. Однако уже в 1963 году, после встречи руководителей партии и правительства с представителями творческой молодежи, на которой Никита Хрущев наорал на него и поэта Андрея Вознесенского, характер творчества автора начинает меняться.
Разрыв с интеллигенцией, которую Хрущев использовал для укрепления власти, политические процессы над диссидентами, ввод танков в Прагу в 1968 году утвердили Аксенова в мысли о невозможности построения социализма «с человеческим лицом», и его произведения начали тяготеть к тяжеловесным аллегориям о состоянии общества.
В 1975 году Василий Павлович закончил работу над романом «Ожог», в котором действуют сразу несколько его двойников – проживая на бумаге различные варианты своей судьбы, писатель пытался выработать новую стратегию жизни во враждебном ему обществе. Чтобы текст сохранился, а также для возможности опубликовать его в случае неприятностей в СССР, Аксенов передал рукопись за границу.
Узнав об этом, сотрудники внутренних органов сделали шаг назад – Аксенова вновь начали печатать, его стали выпускать для чтения лекций в зарубежных университетах.
«Взрыв» наступил в 1979 году из-за выхода неподцензурного альманаха «Метрополь», тексты для которого, помимо Аксенова, отдали Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Юз Алешковский, Фридрих Горенштейн, Владимир Высоцкий и другие. Вышло всего 12 экземпляров альманаха, однако этого было достаточно, чтобы вызвать ненависть партийного руководства.
Скандал совпал по времени с окончанием работы Аксенова над романом «Остров Крым», в котором он максимально жестко поставил для себя самого вопрос о возможности сосуществования советской системы и свободолюбивого образа жизни. Словно бы отвечая автору, власти страны лишили Аксенова советского гражданства во время очередной поездки за границу.
«Учитывая, что Аксенов В. П. систематически занимается враждебной советскому народу деятельностью, наносит своим поведением ущерб престижу СССР, президиум Верховного Совета СССР постановляет … за действия, порочащие высокое звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР Аксенова В. П., 1932 г. рожд., уроженца г. Казани, временно проживающего в США», — говорилось в тексте указа, подписанного Леонидом Брежневым.
Сам литератор рассказывал в интервью, что указ был датирован ноябрем, однако опубликовали его только в январе, потому что в тот момент уже «собирались вышвыривать» другого диссидента – Владимира Войновича, которого не хотели «пугать». О лишении гражданства сам писатель узнал изначально из слухов.
Аксенову с женой дают в США приют супруги Профферы, владельцы главного эмигрантского издательства «Ардис», публикующего «крамольные» и просто запрещенные в СССР произведения.
Несмотря на планы Аксенова ворваться в американскую прозу со своим сложным исповедальным романом, прорыву оказалось не суждено сбыться – Бродский дал произведению крайне негативную характеристику («написан шваброй»), тем самым закрыв возможность публикации на английском языке, что на несколько лет затормозило карьеру писателя.
Аксенов начал преподавать, продолжил писать и издаваться, а в 1989-м даже выпустил книгу «Yolk of the egg» («Желток яйца»), написанную на английском. В том же году — по приглашению посла США в Москве Джека Мэтлока — Аксенов впервые после лишения гражданства посетил родину. При этом он активно поддерживал реформы, проводимые новым руководством.
Между тем в американской жизни Аксенова также произошли радикальные изменения. Его произведения выходили в издательстве Random House, которое в 1998 году приобрел медиаконцерн Bertelsmann.
В России в те годы выходят собрания его сочинений, успехом пользуется роман «Кесарево свечение» 2000 года, его имя становится символом целой эпохи. В результате — в 2004 году — он окончательно покидает Америку и начинает жить в Москве и в Биарицце.
Последние годы жизни Аксенова были отмечены признанием и успехом – на Первом канале вышел сериал-экранизация его антисталинской «Московской саги», в заключительной серии которого появился сам автор, роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» получил премию «Русский букер», в центр внимания попали его последние книги: посвященный судьбе Михаила Ходорковского роман «Редкие земли» и автобиографическая «Таинственная страсть» (также экранизированный Первым каналом – в 2016 году). С 2007 по 2017 год в его родной Казани даже проходил «Аксенов-фест».
В январе 2008 года писателя госпитализировали с инсультом. Состояние Аксенова оставалось «стабильно тяжелым» до августа. В марте 2009 года возникли новые осложнения и ему пришлось лечь на операционный стол. Василий Аксенов умер 6 июля 2009 года в НИИ им. Склифосовского и 9 июля был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. https://www.gazeta.ru/culture/2019/07/06/a_12482077.shtml?updated