Людмила Гурченко — известная советская и российская актриса и певица. Ей были подвластны все жанры от водевиля, буффонады и мюзикла до мелодрамы, трагикомедии, военной драмы; актриса прекрасно пела, танцевала — она была и театральной и эстрадной актрисой. Но её любовь и жизнь были отданы кинематографу.
Фильмы с участием Гурченко известны миллионам и прочно вошли в списки советской классики, а сама актриса стала символом целой эпохи в отечественном кинематографе. Она проснулась знаменитой после выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь», но в рамках одного амплуа ей всегда было тесно. В картинах «Старые стены», «Пять вечеров», «Двадцать дней без войны» актриса показала всю глубину своего драматического дарования.
Со дня рождения до начала войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове. Родители работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Когда началась война, Марк Гаврилович, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт. Шестилетним ребёнком Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью и только чудом не погибла в результате облав, которые немцы устраивали в ответ на действия Красной армии и партизан. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт.
Творческая биография Людмилы Марковны — это не только биография актрисы театра и кино. Она была чрезвычайно многогранна в своих талантах — автор нескольких автобиографических книг «Моё взрослое детство», «Аплодисменты», «Люся, стоп!» и 17 музыкальных альбомов.
Как дитя войны, Людмила Гурченко особенно любила военные песни. В 1980 году режиссер Я. Гинзбург снял музыкальный фильм «Песни войны», которые и исполнила Людмила Марковна. Собственно, ей и принадлежала идея фильма. «И вот в фильме «Песни войны» я, если так можно сказать, спела все то, что недосказала в своей книге, выплеснула всю ностальгию по детству. Оно пришлось на годы, такие страшные и… такие чистые. Чистые — по чувству единения людей, по мечтам нашим, по надежде на будущее. Мы так ждали конца войны! Мы все тяготы сносили, лишь бы это время приблизить. И когда война кончилась, на какой-то момент забылись все горести, потому что жизнь била ключом. Вот все эти чувства мне хотелось передать, мы с Владимиром Давыденко, музыкальным редактором фильма, сделали монолог о войне в песнях. Монолог, в котором все: внезапное нападение, отступление, горе, сила духа наших людей, песни на войне, победа…».
«Песни войны» — это сорок минут на телеэкране — деревянный помост, на нем простой венский стул — одна из деталей интерьера довоенной квартиры, детали эти время от времени высвечиваются и приближаются к зрителю. На помосте — хрупкая женщина в платье, покроя, пришедшего в наши дни тоже из довоенных дней. Каждая композиция — мини-спектакль. В музыкальном проекте прозвучали композиции по песням Василия Соловьева-Седого, Бориса Мокроусова, Владимира Захарова, Анатолия Новикова, Матвея Блантера.
«Спела я песни войны так, как слышала их когда-то, как пел их в те годы народ, и как пела я сама: на улицах, в вагонах, госпиталях». Ей хотелось исполнить каждую песню, как пели Утесов, Шульженко, Бернес. Ведь песни, исполненные ими, навсегда входили в души, и люди, если подражали, то подражали им, песни, ими спетые, становились народными песнями. «Может быть, и в мою манеру проникло что-то от них? Итак, я спела, как помнила…»
Прослушаем несколько песен из фильма: «Прощайте скалистые горы», «Кто сказал, что надо бросить песню на войне», «Майскими короткими ночами», «Ой, туманы мои, растуманы…».