Так называлась наша беседа-обсуждение, которую мы провели с шестиклассниками школы № 2 г. Орла. Травля наиболее распространена в средней школе, поэтому мы пригласили в гости шестой класс.
Это уже достаточно взрослые осознанные дети, но все же в первую очередь они дети. Поэтому мы мыслили конкретными образами. Вот на столе расставлены одинаковые книги. Когда мы поменяли одну из этих книг, она стала белой вороной в кругу одинаковых собратьев. Но постепенно меняя каждую из книг на все более и более отличающиеся по цветам, объемам, размерам, мы наглядно видели, как наступает разнообразие, в котором уже сложно понять, какая книга больше отличается. Они все стали разные.
На таком абстрактном примере, мы плавно перешли на коллективы людей. Вместе думали, чем отличаются конфликты от травли, вспоминали Гарри Поттера и других учеников школы Хогвартс. Дети определили, кто является участниками буллинга и разделились на три соответствующие команды: агрессоры, наблюдатели и жертвы. Каждая команда находила причины и варианты поведения для своего участника. Мы вывели формулу, что же включает в себя буллинг, и для наглядной демонстрации написали это на воздушных шариках.
А еще у нас как в Хогвартсе была волшебная шляпа. Только не распределительная, а шляпа мыслей. Каждый ученик доставал себе мысль, которую надо было продолжить. Потом ребята дружно приклеивали свои мысли на ватман, и получилась картина мыслей класса. Очень интересная и познавательная. В заключение, дети лопали шарики, на которые были написаны страшные приметы буллинга. И мы надеемся, что никого из них это явление не коснется.