Алан Маршалл – австралийский журналист, писатель-прозаик, публицист.
Автор известен в первую очередь как детский писатель благодаря автобиографической повести «Я умею прыгать через лужи».
В ней говорится о том, как в шесть лет Алан заболел полиомиелитом. Бесконечные больницы, обследования и неутешительный диагноз врачей – он никогда больше не сможет ходить и держаться в седле. А ездить верхом было его мечтой.
Отец Алана был объездчиком лошадей, и, хотя он не блистал изяществом манер, не слишком много читал, с облегчением менял парадный костюм на рабочую одежду (после редких походов в церковь, куда жене его только изредка удавалось уговорить пойти), он знал лошадей, как мало кто их знает. И часто говорил сыну, что и от человека, и от лошади будет больше всего толку, если с ними обращаться справедливо.
Справедливо нужно обращаться не только с лошадьми: в свой повести Алан выступил против отношения показной жалости по отношению к инвалидам. Жалость эта в основном заканчивается дискриминацией. Алан протестовал против унизительного слова – «инвалид».
В 1907 году эпидемия полиомиелита сделала инвалидами более тысячи детей, а уже в 1916 году 2000 детей умерли только в Нью-Йорке.
Считалось, что источник болезни – дети многочисленных нищих эмигрантов. Предлагалось даже создать специальные карантинные лагеря для детей переселенцев, что, к счастью, не было воплощено в жизнь. Иначе эпидемия охватила бы десятки тысяч.
Австралийский писатель вспоминает:
«Эпидемия вспыхнула в Виктории в начале девятисотых годов, а потом из густонаселенных районов перекинулась в сельские местности, поражая детей на уединенных фермах и в лесных поселках. В Туралле я был единственной жертвой эпидемии, и на много миль вокруг люди говорили о моей болезни с ужасом. Слово «паралич» они связывали с идиотизмом, и не одна двуколка останавливалась на дороге, а ее хозяин, перегнувшись через колесо, чтобы посудачить с повстречавшимся приятелем, задавал неизменный вопрос: «А ты не слышал — дурачком-то он не стал?»»
Что же из себя представляет болезнь? Полиомиелит — это опасное для жизни острое инфекционное заболевание, вызываемое полиовирусом.
В основном им болеют дети младше 5 лет.
Инфекция попадает в организм через рот. Если иммунитет сильный, то зараза быстро капитулирует. Если же нет – проникает в кровь и добирается до нервных клеток головного и спинного мозга.
25% убитых нейронов спинного мозга – и у больного развивается парез – частичная утрата двигательной функции.
75% – паралич. После гибели нейронов мышцы конечностей (чаще ног) атрофируются. Из-за этого не растут кости, а суставы неравномерно растягиваются и искривляются.
В редких случаях развивается паралич дыхательных мышц, который становится причиной смерти.
Алан вспоминает: «В детстве бездействующая, ставшая бесполезной нога не вызывает стыда; лишь когда научаешься распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства, появляется желание избегать их общества».
Полиомиелит, кстати был проблемой для Советского Союза. В 1958 году с инфекцией боролся советский академик Михаил Петрович Чумаков.
В Академии медицинских наук СССР был создал Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов. В СССР был налажен промышленный выпуск вакцины от полиомиелита – в ампулах, в каплях, и даже в виде сладкого драже, для детей – чтобы не пугать их уколами.
Повесть «Я умею прыгать через лужи» была опубликована в 1955 году и быстро стала популярна за пределами Австралии.
Автор борется не только со стереотипами в обществе, но и с чувством жалости, которое испытывает человек, который проходит трудный путь болезни. Алан не потерял надежду и веру в себя.
Мальчик решает, что ничто не помешает ему вести нормальную мальчишескую жизнь. Он научился плавать, ездить верхом, получил лучшее среди всех детей в округе образование, а вскоре стал успешным писателем.
Уважаемые читатели библиотеки и их родственники! У нас вы можете взять издание укрупненного шрифта А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи».
Книги с укрупненным шрифтом (кегль 18-20) ориентированы на людей с ослабленным зрением.
Издание напечатано четким, контрастным и ярким шрифтом. Есть четкий интервал между словами и строками.