Сказки, собранные на Орловщине, представляют собой уникальный сплав архаических сюжетов и мотивов, переосмысленных под влиянием местной традиции. Особую ценность представляют записи, сделанные от талантливых сказочников, таких как Ермолай Серегин из села Каменка Болховского уезда. Его исполнение отличалось живостью и объективностью; он часто включал в повествование местные реалии, например, упоминал реку Оку или реально существовавших людей, что усиливало достоверность и самобытность сказок.
Многие орловские сказки носят ярко выраженный поучительный характер. Например, в сказке «Деньги делили» жадность аллегорически изображена как змея, губящая братьев, а в «Братьях кумовьях» звучит мысль о неотвратимости Божьего наказания за нарушение слова. Это отражает глубокую христианизацию местного фольклора и веру в высшую справедливость, что особенно проявляется в легенде «Мара богатый», где жадный купец оказывается обманут самим Христом, явившимся в образе нищего.
Широко бытовали на Орловщине и бытовые сказки, такие как «Мужик винокур», где через образ соблазненного вином героя раскрывается греховная природа человека, или «Шутник», высмеивающий глупость. Особой популярностью пользовались сюжеты об упрямых женщинах («Жена-спорщица») и о солдатах («Солдат Девяткин»). Зафиксированы и сказки о разбойниках, и о животных, однако наибольший пласт составляют волшебно-фантастические истории с богатырями.
Орловский фольклор отличается и своими уникальными, нигде более не встречающимися сюжетами. Например, в сказке «Орел и Лев» птица-орел выступает необычным помощником героя. Ярким образцом местной традиции является версия «Марьи Маревны», где композиция усложнена: слушатель изначально не знает о судьбе похищенных сестер, что создает интригу. В этом варианте также сохранились архаичные детали, опущенные в других сборниках, например, ведьма как помощница и имя антигероя «Змей Гагарин», возможно, связанное с местным помещиком и несущее социальный подтекст.
Еще одной жемчужиной орловского эпоса является героическая сказка «Царица – Неродица», выдержанная в лучших традициях жанра: с троекратными повторами, чудесным рождением героя от животного и битвой с многоглавым змеем. Цикл сказок о детях в лесу («Людоед», «Мальчик-Мизинчик») учит смекалке и правилам поведения перед лицом опасности, восходя к древним обрядам инициации.
Таким образом, сказки Орловщины представляют собой живое и самобытное явление. Они не только сохранили архаичные черты, но и вобрали в себя христианские и социальные мотивы, отразив мировоззрение местных жителей. Даже сегодня эти сказки не утратили своей воспитательной силы и продолжают жить в детской среде.
А самые большие любители орловского фольклора могут ознакомиться со Сказками Орловской губернии, которые есть в нашей библиотеке. Ждём вас!

6+