Рекомендательный библиографический список литературы «В помощь дефектологу» составлен из книг, поступивших в библиотеку в 2024 году.
1. Елфимова, Г. С. Дар прикосновения : обзор по материалам журнала Future Reflections за 2018-2021 гг. / Г. С. Елфимова ; Российская государст-венная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2022. – 56 с. – (Заочная школа для родителей).
Обзор посвящён вопросам развития тактильной беглости восприятия информации незрячими детьми. В нём рассмотрены примеры того, как овладение приёмами тактильной беглости может качественно изменить жизнь слепого человека, практические приёмы развития тактильного восприятия у незрячих детей, забавные упражнения по приобщению детей к научным исследованиям, а также ряд перспективных программных и технических средств в помощь создания тактильной графики.
2. Коваленко, Л. К творчеству без преград : учимся развивать детей без рутины : метод. пособие для родителей особых детей / Л. Коваленко, 2021. – 100 с. – (Заочная школа для родителей).
Независимо от тяжести диагноза все дети могут быть творцами. Мастер-классы, рекомендации и упражнения, опробованные на практике, секреты работы с детьми-инвалидами – всё это вы найдёте в книге. Автор использует в своей работе авторские уроки и метод реабилитации через творчество. Занимаясь всего 20 минут в день, можно легко решить многие проблемы с моторикой рук и речью, навыками самообслуживания, обретением опыта коммуникаций и полноценной жизни в обществе.
Ч. 1 – Как организовать реабилитацию творчеством. Ч. 2 – Лучшее лекарство это творчество. Как развить творческие способности.
3. Любимова, Марта. Маша открывает мир : путь к самостоятельности незрячей девочки : методическое пособие / М. Любимова ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2022. – 171 с. – (Заочная школа для родителей).
Методическое пособие предназначено для обучения незрячих детей с 4 лет – привития им знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. Материал подаётся через истории о том, как незрячая девочка Маша учится самостоятельной жизни. Книга состоит из нескольких глав: 1 – дом: уход за собой, поиск предметов, игрушки на своих местах, уборка. 2 – передвижение во дворе и парке: белая трость и эхолокация. 3 – передвижение по проезжей части, использование общественного транспорта. 4 – приём пищи. 5 – наедине с собой, игры, общение, этикет. 6 – посещение магазинов разного назначения. 7 – приготовление еды. 8 – обучение и знакомство с живой природой. В конце каждой главы приведено обращение к ребёнку с пожеланием или вопросом и рекомендации для родителей.
4. Никитенко, М. П. Современный низкий жанр – запрещать или поощрять. Развитие интереса к чтению и познанию мира через «плохие-хорошие» книги: методическое пособие / М. П. Никитенко ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2022. – 116 с. – (Заочная школа для родителей).
В пособии представлена история, современное состояние и тенденции развития жанра страшной, или хоррор-литературы, а также примеры исследований социологов, психологов, физиологов, фольклора и филологии, посвященных данному жанру. Приводятся конкретные приёмы и примеры руководства чтением подростков – любителей литературы ужасов.
Материалы пособия будут полезны родителям, педагогам и библиотекарям для лучшей ориентации в современной и классической хоррор-литературе и культуре, руководства чтением подростков, подбора литературы в домашнюю библиотеку или фонд, а также для создания литературных мероприятий и проектов.
5. Никитенко, М. П. Детские книги для родителей : кейсы для родителей и библиотекарей по руководству чтением : научно-вспомогательное пособие / М. П. Никитенко ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2023. – 133 с. – (Заочная школа для родителей). – Изд. содержит QR-коды с доп. материалами.
Пособие состоит из двух частей. Первая фокусируется на родителе как на адресате детского чтения: развивает умения ориентироваться в современной детской и подростковой литературе и подбирать детские книги для решения собственных жизненных задач, а также для поддержки и вдохновения.
Вторая часть пособия помогает освоить различные правила и эффективные приёмы по работе с детской книгой, которые позволят передать детям любовь к литературе и чтению.
Материалы пособия будут полезны родителям, педагогам и библиотекарям, а также всем, для кого актуальна тема детской литературы как жизненного ресурса не только для юных читателей, но и для взрослых.
6. Саматова, А. В. Воспитание зрячего ребенка незрячим родителем : методическое пособие / А. В. Саматова ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2023. – 48 с. – (Заочная школа для родителей). – Авт. незрячий.
Книга посвящена воспитанию ребёнка в третий год жизни и последующие дошкольные годы. В ней собраны результаты опыта незрячих родителей, которые сами вырастили детей, преодолели множество трудностей и изобрели свои маленькие хитрости, помогающие в той или иной ситуации. Это пособие – не руководство к действию, однако может помочь родителям избежать некоторых ошибок, которые каждый из нас совершает ежедневно.
В данном пособии рассматривается третий год жизни ребёнка, это очень важный, переходный этап между ранним возрастом и дошкольным детством. Именно на третьем году жизни зарождаются основные умения и навыки, накапливаются первые знания о мире, которые станут основой всей дальнейшей жизни. И вторая часть пособия: дошкольный возраст. Этот раздел состоит: 1 — детский сад, кружки, секции, 2 – пребывание с ребенком в больнице и путешествие с маленькими детьми.
7. Фомина, Л. А. Маленькие зарисовки восприятия мира [Текст] : из опыта жизни / Л. А. Фомина ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 64 с. – (Заочная школа для родителей).
Основная мысль книги – жизнь незрячего человека, как и жизнь всех остальных людей, может быть интересной, полной неожиданностей, приносящей радость и наслаждение. Автор на конкретных примерах доказывает, что отличительной чертой жизни разных людей является их мировосприятие, а не норма или дефект. И формировать продуктивное восприятие жизненных ситуаций у ребёнка нужно с самого раннего возраста, независимо от его состояния. Если этого не сделать вовремя, жизнь такого человека может превратиться просто в бесцельное существование в угоду его эгоистическим потребностям. Ещё одной важной причиной, из-за чего автор решила описать маленькие эпизоды своей жизни, послужили довольно частые высказывания в адрес незрячих, что это им не нужно: «Зачем возить незрячих на экскурсии? Ведь они всё равно не видят, или «Зачем слепым детям костюмы на Новый год? Подобного рода утверждения слышать очень больно. Можно представить, как может быть обделён сначала незрячий ребёнок, а потом и взрослый, если у него дома родственники с подобным мнением.