— эта фраза из письма Веры Вечерской своему сыну. Письмо датировано 6 июня 1943 года. Это был 636 день блокады Ленинграда. На одном клочке бумаги женщина пишет и о том, как жглась последняя мебель и о том, что люди посадили цветы. А ещё — о вечности, которая может измеряться днями и часами.
А всего таких дней было 872: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. И когда мы говорим, что день снятия блокады – это день воинской славы России, мы должны помнить ещё и о том, что 27 января – это день победы жизни над смертью, надежды над пустотой.
Сейчас нам сложно и страшно понять, какого было тем людям. К событиям тех лет нам помогают приблизится письма, стихи, музыка. На мероприятии, посвящённом 80-летнему юбилею со дня снятия блокады Ленинграда, мы прочли фрагменты из блокадных дневников Тани Савичевой и Тани Вассоевич, послушали стихи Ольги Берггольц и «Ленинградскую» седьмую симфонию Шостаковича. А ещё узнали удивительную историю о ленинградских слепых «слухачах», которые докладывали о приближении немецких самолётов.
Вражеские обстрелы, массовый голод и сильные морозы стали причиной гибели множества людей. Но несмотря ни на что Ленинград выстоял благодаря героизму и силе духа жителей и защитников города. Как гласят слова на гранитной стелле Пискарёвского кладбища:
«Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.»