Рекомендательный библиографический список литературы «В помощь дефектологу» составлен из книг, а также статей из профессиональных периодических изданий, поступивших в библиотеку в 2023 г.
1. Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье [Текст] : методическое пособие : [из личного опыта автора, описанные методы могут быть использованы родителями незрячих детей и тифлопедагогами] / В. З. Денискина ; Российская государственная библио-тека для слепых. – Москва : [б. и.], 2021. – 96 с.
2. Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение [Текст] : [рассмотрены особенности зрительного восприятия слепых, имеющих различные формы остаточного зрения как светоощущение, цветоощущение и движения руки перед лицом, показана необходимость учета зрительных возможностей при формировании компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения инвалидов по зрению] / В. З. Денискина. – Москва : Логосвос, 2022. – 62 с.
3. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] : [сформулированы требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей] / В. З. Денискина. – Москва : Логосвос, 2022. – 58 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
4. Колесникова, М. В. Воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями в семье [Текст] : методические рекомендации : [о двигательной активности слепых и слабовидящих детей, об игровой деятельности и к чему приводит гиперопека в семейном воспитании] / М. В. Колесникова, Т. Н. Коурдакова ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2020. – 152с.
5. Любимова, М. П. Безопасная дорога: учим незрячего ребенка самостоятельности на проезжей части [Текст] : метод. пособие : [об обуче-нии слепых и слабовидящих детей самостоятельному переходу через проезжую часть, а также приводятся практические занятия с использованием белой трости] / М. П. Любимова ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва : [б. и.], 2022. – 2022. – 154 с.
6. Полякова, Н. П. Методический практикум формирования лингвис-
тической компетенции у слепых подростков процессе изучения русского языка [Текст] : методическое пособие : [представлены апробированные на практике упражнения, задания и контрольно-измерительные материалы, используемые при формировании компенсаторных действий и лингвистической компетенции] / Н. П. Полякова. – Москва : ИПТК «Логосвос», 2021. – 156 с.
7. Полякова, Н. П. Современные технологии преподавания русского языка слепым обучающимся [Текст] : [в пособии содержатся методические рекомендации для учителей русского языка и литературы, работающих со слепыми обучающимися и обеспечивает формирование языковых умений, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку] / Н. П. Полякова. – М. : ИПТК «Логосвос», 2023. – 160 с.
Азаров, Ю. Семейная педагогика [Звукозапись] : 0+ / Ю. Азаров ;
читает Е. Терновский. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье : методическое пособие / читает Л. Броцкая. Дети с недостатками развития : книга в помощь родителям / К. Тингей-Михаэлис ; читает Л. Броцкая. Когда ваш ребенок сводит вас с ума : 16+ / Шан Э. Ле ; читает З. Кваснюк. Родительское счастье : 16+ / И. Овчинникова ; читает Ю. Рудник. – Москва : Логосвос, 2022. – 1 фк. (39 час. 52 мин.).
Юрий Азаров, выдающийся отечественный педагог и гуманист, делитсяся советами, как воспитывать ребенка в любви, творчестве и свободе. Автор просто и наглядно рассказывает о своей системе ускоренного развития талантов детей. Как бороться с детскими стрессами? Как воспитать трудолюбивого, физически и духовно здорового ребенка? «Воспитание слепых детей…» В пособии реализуется концепция отечественных дефектологов о необходимости раннего управления развитием слепого ребенка с учетом трудностей и особенностей его познавательной деятельности. Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития слепого ребенка, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям. «Дети с недостатками развития». Книга представляет собой домашнюю энциклопедию по уходу за детьми от рождения до 7 лет с физическими и умственными недостатками. Она поможет организовать жизнь в семье таким образом, чтобы недостаток ребенка по возможности меньше сказывался на его развитии. В ней родители найдут советы, как им определить, с какого рода проблемой они столкнулись; что надо делать, чтобы помочь ребенку; как организовать общение ребенка с ближайшим окружением; в каких случаях необходима консультация специалиста, в какое медицинское учреждение при этом обращаться. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».
Эда Ле Шан анализирует типичные конфликтные ситуации, возника-
ющие практически в каждой семье, помогает родителям точно и быстро установить причины негативного поведения ребенка, понять детей и усвоить психологические рекомендации по их воспитанию. «Родительское счастье». Кем станут наши дети? На этот вопрос они ответят сами, избрав профессию. Но не менее важно другое — с каким нравственным багажом вступят они в самостоятельную жизнь, а это зависит прежде всего от родителей, их стремления личным примером воспитывать в детях высокие нравственные качества. Автор — известная журналистка, в прошлом педагог — размышляет в этой книге о трудных путях к родительскому счастью, об ответственности семьи за воспитание достойных граждан страны.
Рекомендательный библиографический список по материалам профессиональных периодических изданий, поступивших в библиотеку в 2023 г.
Дефектология. Инклюзивное образование
1. Кроткова, А. В. Особенности профессионально-личностного станов-ления студентов дефектологического факультета [Текст] : [в статье описы-вается опыт веб-анкетирования студентов, обобщаются особенности, харак-теризующие типы личности студентов, их отношение к учебе, способам деятельности и результатам] / А. В. Кроткова, Н. В. Микляева // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 72-77.
2. Кузнецова, М. С. Медико-психолого-педагогическое консульти-рование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов [Текст] : [приводятся результаты опроса специалистов и родителей с ОВЗ о разных аспектах медико-психолого-педагогического консультирования] / М. С. Кузнецова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 15-23.
Тифлопедагогика
3. Иванова, Е. А. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения [Текст] : [в статье представлена модель готовности к поступлению в ВУЗ, разработанная на основе компетентностного подхода и с учетом коррекционнно-реабилитационной направленности обучения в школе и раскрыты технологии подготовки абитуриентов с глубокими нарушениями зрения к поступлению а ВУЗ посредством формирования комплекса специальных компетенций] / Е. А. Иванова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 62-71.
Логопедия
4. Азбукина, О. Д. Сравнительный анализ оценок родителей и заклячений специалистов об особенностях развития детей с системным недоразвитием речи [Текст] : [представлены результаты сравнительного анализа оценки родителями особенностей развития детей с системным недоразвитием речи и заключений специалистов] / О. Д. Азбукина // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 24-31.
5. Грибова, О. Е. Сопоставительный анализ динамики формирования предпосылок готовности к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием [Текст] : [используя результаты данного анализа определены различия в динамике формирования предпосылок готовности к школьному обучению на материале дидактических игр у данного контингента дошкольников] / О. Е. Грибова, О. В. Дорофеева // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 52-61.
6. Филатова, Ю. О. Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием [Текст] : [об изучении темпераментальных характеристик эмоциональной реактивности и регуляции у детей с заиканием и без нарушений речи для выявления отличий АО шкалам темперамента] / Ю. О. Филатова, А. М. Антипова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 3-14.
7. Югова, О.В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 1 / О. В. Югова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 41-51.
Аутизм
8. Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Возможности психолого-педагогического вмешательства для развития коммуникативных способностей ребенка с РАС – обзор литературы [Текст] : [предлагаются подходы, основанные на развитии отношений ребенка с миром, на теории прикладного анализа поведения, а также совмещающие оба направления, а также рассмотрены подходы, ставящие основной задачей развитие речи ребенка, имеющего сложности коммуникации] / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 32-40.
Сурдопедагогика
9. Четверикова, Т.Ю. Обучение школьников с нарушениями слуха русскому языку на уровне основного общего образования / Т. Ю. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 3. – С. 20-30.
Другие специальные педагогики
10. Лисовская, Т. В. Формирование социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в ходе непрерывного образования / Т. В. Лисовская, О. И. Урусова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 15-28.
11. Югова, О. В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития [Текст] : [представлены результаты многолетнего исследования, посвященного психолого-педагогическому консультированию и изучению ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития] / О. В. Югова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 41-51.