По решению Всемирной организации здравоохранения с 1984 года 13 ноября отмечается Международный день слепых. Эта дата выбрана не случайно.
Именно 13 ноября 1745 года родился один из основоположников тифлологии, который заложил основы трудового обучения и музыкального воспитания незрячих — Валентин Гаюи.
Его заслугой является создание способа печатания книг рельефно-линейным шрифтом и прибора для письма слепых, первого глобуса с рельефной поверхностью и способ печати рельефных географических карт. Но самая важная заслуга Гаюи в том, что он сумел повернуть общественное сознание к трудностям, несчастьям в жизни людей, лишенных зрения.
На первое место Гаюи ставил обучение слепых доступным ремеслам, музыке, чтению и письму с помощью выпуклых литер, арифметике, географии, языкам. Все это изложено в его сочинении, изданном в 1786 г. «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых».
Первым учеником Гаюи стал 17-летний слепорожденный нищий мальчик Франсуа Лезюэр. Валентин Гаюи учит его чтению, письму, арифметике, игре на рояле, ремеслам. Молва об успешном обучении слепорожденного распространяется в Париже. Гаюи принимают даже в Версале, где он демонстрирует способности своего ученика.
В 1803 Гаюи получает приглашение от императора Александра I организовать школы для слепых в России. Гаюи предоставляют особняк на Васильевском острове под здание школы. Постепенно, к Гаюи приходят добровольцы – учителя, проникшиеся его идеей и желавшие посвятить свою жизнь обучения слепых.
Наладив работу школы, спустя 11 лет, престарелый Гаюи году подаёт в отставку и покидает Россию, увозя с собой орден Владимира IV степени «За ревностное усердие». Последние годы первый тифлопедагог проведёт на родине.
Заслуги Валентина Гаюи в воспитании слепых увековечены памятником, установленным перед Национальным институтом слепых в Париже и изображающим Валентина Гиюи с его первым учеником. Но самым важным памятником педагогу является то, что во всем мире были подхвачены его идеи, которые не потеряли своей значимости до сегодняшнего дня.