Буква «ё» — самая молодая в русском языке. Это неудивительно, ведь звука, который она обозначает, не существовало ни в праславянском, ни в древнерусском языке: он появился на севере Руси в XII–XIII вв., а на юге — ещё на столетие позже. Примечательно, что процесс никак не затронул язык церковный — там «ё» и обозначаемый ею звук не прижились и по сей день.
По распространённой легенде, 29 ноября 1783 года состоялось заседание Академии наук. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии «Словаря Академии Российской». Княгиня Екатерина Дашкова предложила использовать «ё» для написания слова «ёлка». Однако идея была отвергнута.
Первым же, кто использовал «ё» на письме, стал писатель и историк Николай Карамзин. Буква появилась в издании второй книги его сборника «Аониды» в 1797 году. В стихотворении «Опытная Соломонова мудрость» он использовал написание «слёзы», чтобы срифмовать слово со словом «розы», а в примечании указал, что «Буква е с двумя точками наверху заменяет io».
После прихода к власти большевиков употребление «ё» на письме и в печати было признано «желательным, но необязательным». В таком статусе буква просуществовала до 1942 года, когда неожиданно стала обязательной. По легенде, в декабре этого года на подпись главе СССР Иосифу Сталину принесли документ о повышении ряда офицеров, в фамилиях которых буквы «ё» были заменены на «е», что возмутило вождя и он лично расставил недостающие точки над буквами. По другой версии, причиной «возрождения» буквы стала потребность в точности обозначения географических названий в военное время, а замена «ё» могла вызвать путаницу.