Анита Москальчук – учитель-дефектолог МБОУ №7 им. Н.В. Сиротинина г. Орла, тифлопедагог, постоянный читатель КУКОО «Орловской областной специальной библиотеки для слепых им. А.Г. Абашкина».
Войти в свое призвание ей помог несчастный случай. Сначала Анита планировала стать врачом. Но из-за потери зрения в конце 10 класса, пришлось оставить мечты и поменять направление жизни.
«На момент потери зрения, я не собиралась становиться педагогом. Я всегда хотела быть врачом. Это было моей мечтой. Но когда в 10 классе потеряла зрение, стало понятно, что планы придется менять. Я думаю, что качественным специалистом в медицинской сфере без зрения стать невозможно. На тот момент у меня не было времени, чтобы что-то серьезно выбрать. Я даже думала о поступлении в Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова. Но от этой идеи я отказалась. В итоге — по первому образованию я — социальный педагог-психолог. «Позднее я окончила магистратуру и стала дефектологом», — говорит Анита. — Я считаю, что быть квалифицированным специалистом, независимо от сферы, в которой ты находишься, – это тяжелый труд. Педагогом быть непросто. Особенно сегодня».
Анита Москальчук занимается обучением детей с проблемами зрения. Однако она уверена, что работать с особенными детьми тяжелее, чем с обычными.
Есть другие нюансы работы: «Непросто бывает не с самими детьми, а с их родителями и родственниками», — говори тифлопедагог. — Профессия преподавателя всегда предполагает внимание со стороны общественности. Многие родители считают, что педагог – это образ и стиль жизни. Он не может, например, выкладывать фотографии с отдыха, рассказывать о личной жизни. Особенно неприятно, когда твой труд критикуют анонимно, «за спиной». Недовольный родитель не идет на открытый разговор, а прячется за анонимной критикой в интернете. В связи с этим очень много необоснованных жалоб и претензий, которые ты просто не можешь оспорить и что-то сказать в свою защиту».
Анита, уверена, что труд педагога обесценивается и среди детей: «Школьники не хотят учиться, они не видят ценность в образовании. А ведь когда-то М. Ломоносов готов был пройти пол России, чтобы получить образование. Сейчас образование бесплатно, может быть, и еще поэтому оно обесценивается».
В орловских школах с 2016 года введено инклюзивное обучение. Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Инклюзивность предполагает включение в процесс обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В обычном общеобразовательном классе обучаются здоровые дети и дети с разными видами инвалидности, в том числе инвалидностью по зрению.
«Инклюзия — не то, что нужно незрячим детям, – уверена Анита Москальчук. Дети с этой инвалидность могут полноценно общаться, воспринимать информацию, но из-за отсутствия нужной специализированной литературы, пособий, адаптивных средств, которые школа не может себе позволить, приходится объяснять «на пальцах». Все непросто. И руководители образовательных учреждений не виноваты. Ведь другие дети из-за незрячего ребенка тоже не получат необходимого внимания».
Педагог уверена, что выход – это специализированные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей.
Но туда сегодня тоже не просто пробиться. Школы-интернаты в других городах имеют жесткие правила приема, могут просто отказать. В московских специализированных образовательных учреждениях — хороший уровень обучения, но туда без московской прописки не попасть. В итоге родителям придется перебираться в другой город.
В Орле большинство школ предлагают домашнее обучение: «К ребенку будут приходить преподаватели, при этом качество образования будет очень посредственным» -, говорит Анита.
В тоже время родители должны знать о правах ребенка, например, о том, что школа должна предоставить незрячему ученику тифлопедагога. Но тифлопедагогов в нашей области не хватает.
Если все-таки школьник оказался на домашнем обучении, то родители в этом случае должны взять в свои руки процесс социализации: водить на разные секции и кружки, которые, конечно, ему подходят при его остатке или отсутствии зрения.
В помощь родителям в Орле организовано много творческих лабораторий, постоянно проводятся мастер-классы. Также очень много книг, пособий по социально-бытовой реабилитации, по тифлопедагогике и тифлопсихологии.
Родители могут сыграть очень важную роль в процессе социальной адаптации ребенка: «Мой главный совет родителям незрячих детей – никогда не сдавайтесь!».