Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…

День железнодорожника в 2023 в России отмечается 6 августа. Эта дата закреплена за праздником с 1996 года, когда было подписано соответствующее распоряжение президента РФ.
К концу XIX века территория Российской империи составляла свыше 21 млн км². Без возможностей для организованного управления, быстрого перемещения войск и провизии, обмена товарами и почтой контролировать ее становилось всё сложнее.
Транспортные проблемы государства частично решали реки. С начала XIX века правительство активно расширяло водное сообщение.


Первые вагонные пути в Англии, например, прокладывали по коротким маршрутам как раз к ближайшим каналам или портам. Нужды добывающей промышленности заставляли железнодорожную отрасль быстро развиваться. Уже 27 сентября 1825 года первый в мире паровоз Locomotion No. 1 компании Stephenson and Company перевез пассажиров по линии общего пользования Стоктон-Дарлингтонской железной дороги на северо-востоке Англии.

Александр Пушкин писал Петру Вяземскому 27 мая 1826 года:
«Мы живем в печальном веке, но, когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры … мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство».


В XIX веке Российская империя занимала первое место в мире по выплавке чугуна, необходимого для железнодорожных сетей.
Металлургические производства России концентрировались преимущественно на Урале и в Сибири. Прежде чем государство взялось за железные дороги, к ним обратились промышленники, которым был нужен удобный транспорт для повышения эффективности производства.


В 1809 году на алтайских Колывано-Воскресенских заводах предпринимателей Демидовых по проекту инженера Петра Фролова построили чугунную рельсовую дорогу, соединявшую Змеиногорский рудник с Корбалихинским сереброплавильным заводом. Вагонетки, которые назывались тарантайками, тянул за собой пока еще не паровоз, а кони. Поезда ходили по расписанию и преодолевали насыпи, выемки, виадук длиной в 350 метров и даже мост через реку Корболиху, стоявший на 20 каменных столбах. Дорога Фролова проработала около 30 лет.


Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года.
На Нижнетагильских заводах Демидовых крепостной Ефим Черепанов со своим сыном Мироном построил и первый русский паровоз. Командированный в Европу в 1833 году, Мирон в Англии познакомился с паровозным делом на заводах Стефенсона.

Приобретенный им за границей опыт был очень ограниченным: подробно изучить «внутренности» локомотивов и снять с них чертежи ему не разрешили.


Еще в июле 1826 года Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения обсуждало предложение построить в России первую железную дорогу. Замысел рассматривался в течение нескольких лет — в том числе и на высочайшем уровне, но не находил весомой поддержки. Царские министры, чиновники и общественники шумно высказывались об экономической несостоятельности железных дорог, их вреде и даже способности «занести в Россию вредный дух иностранный».


Замечания были совершенно абсурдными: «Чугунные рельсы помешают коровам пастись», «Куры в деревнях возле этих дорог перестанут нести яйца», «Отравленный дымом, он [воздух] непременно будет убивать пролетающих мимо птиц», «Есть вероятность, что у пассажиров от столь быстрого передвижения поезда разовьется болезнь мозга». Недоверчиво относился к идее проложить в империи «железку» и сам император Николай I. Не склонный доверять новшествам, он предпочитал проверенные способы передвижения. Однако, получив достаточно убедительные аргументы, монарх мнение переменил.


Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом, паровозы для нее были заказаны в Англии.


1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км.
Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) — впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).
17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока. Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.


Еще до окончания строительства Транссибирская магистраль дала толчок развитию Сибири. По состоянию на 2017 год Транссиб является самой длинной железной дорогой в мире (9 тыс. 288,2 км).


В результате Первой мировой и Гражданской войн были разрушены более 60% железнодорожной сети, утрачено до 90% подвижного состава. Восстановить перевозки до уровня 1913 года удалось только в 1928 году.


В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог. Первый электропоезд был запущен 13 мая 1926 года на территории современного Азербайджана по пригородному маршруту между Баку и Сабунчи.


Железные дороги сыграли важнейшую роль во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годах: для нужд фронта было перевезено 20 млн вагонов, по ним эвакуировали мирных жителей и целые заводы, перевозили раненых. Железная дорога продолжала действовать несмотря на то, что на ее объекты гитлеровская авиация сбросила 44% всех авиабомб, предназначенных для СССР.


В 1960-1980-е годы особенно активно строились железные дороги к месторождениям природных ископаемых Сибири. В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.


В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. Хозяйственные функции были переданы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
По итогам 2016 года российский железнодорожный транспорт перевез 1 млрд 325 млн т грузов (на 4 млн т меньше, чем годом ранее). Перевозки пассажиров выросли с 1 млрд 26 млн человек до 1 млрд 40 млн человек в 2016 году.
Всего на железнодорожном транспорте заняты около 1 млн человек, из них в РЖД — 774 тыс.


Железнодорожные войска – специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок.
Железнодорожные войска России ведут отсчет своей истории от 6 августа (18 августа по новому стилю) 1851 года.

Первые железнодорожные войска состояли из 17 рот, общей численностью более 4300 человек. В обязанности этих войск входила поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана. Позднее железнодорожные войска стали привлекать и к строительству железнодорожных объектов.


В 1908 году железнодорожные подразделения были выделены в самостоятельную категорию, подчинявшуюся Генеральному штабу.
В период существования СССР железнодорожные войска не раз привлекались в зоны боевых действий. Уже в годы Гражданской войны отдельный корпус железнодорожных войск Красной Армии обеспечивал эксплуатацию 20 тысяч километров путей и восстановил более трех тысяч километров железных дорог.


Современные железнодорожные войска – составная часть системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Численность железнодорожных войск около 30 тысяч человек.


Основа их боевой работы – техническое прикрытие, восстановление и строительство железных дорог, наведение и эксплуатация наплавных железнодорожных мостов в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.


Гордость железнодорожных войск России — бронепоезд «Байкал», похожий на маленькую крепость. Для самообороны у него есть зенитный комплекс, чтобы отбивать удары с воздуха, автоматический гранатомет, пулемет и даже танк. От вражеских пуль его защищает броня толщиной 200 мм, от подрыва на минах — передние платформы прикрытия. А еще «Байкал» оснащен «глушилкой» радиосигналов.


Библиотека предлагает книгу укрупненного шрифта Эдит Несбит «Дети железной дороги».
Роберта, Питер и Филлис после таинственного исчезновения отца вынуждены были вместе с мамой переехать из своего роскошного лондонского дома в крохотный домик в деревне.
Теперь все свободное время ребята проводят около железной дороги, где они подружились с самыми разными людьми. Дети предотвращают крушение поезда, спасают раненого мальчика и охотно помогают своим соседям.
Неудивительно, что и окружающие стремятся помочь детям, в том числе и в поисках отца.
Для детей среднего школьного возраста.

Полезные ресурсы

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Использование материалов сайта
При цитировании и копировании материалов с сайта библиотеки активная гиперссылка обязательна!

Политика конфиденциальности

©️ 2012-2024, КУКОО «ООСБС им. А. Г. Абашкина». Все права защищены.

Контакты

E-mail: oo_lib_ab@orel-region.ru

Телефон:

(4862) 77-09-75 (директор),

77-08-54 (главный бухгалтер),

(4862) 77-08-37 (отдел обслуживания)

Наш сайт использует файлы cookies. Используя этот сайт, Вы даете согласие на использование cookies-файлов в соответствии с политикой конфиденциальности. На данном этапе Вы можете отказаться от использования cookies-файлов, настроив необходимые параметры в своем браузере.
Нажмите для озвучки текста