9 июня исполняется 130 лет со дня рождения Николая Николаевича Поликарпова – русского и советского авиаконструктора. Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда, Глава ОКБ-51 (впоследствии – ОКБ Сухого). Поликарпов Н. Н. является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934—1941 гг., за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».
Николай Николаевич Поликарпов родился 28 мая (9 июня) 1892 г. в с. Георгиевское Ливенского уезда (ныне с. Калинино Ливенского района) в семье священника. После окончания Орловского Духовного училища он против воли отца сдаёт экстерном экзамены за курс гимназии и в 1911 г. поступает на механическое отделение Петербургского политехнического института. После окончания института Николай Поликарпов начинает работать на авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода, которым руководил знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский.
В 20-е гг. XX века Н. Н. Поликарповым был создан первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400), разведчик Р-1, известный по участию в спасении челюскинцев, истребитель И-3, разведчик Р-5 и знаменитый У-2. Эти машины были одними из лучших самолётов своего времени.
Другую летающую легенду – обессмертивший его имя истребитель И-16 – Николай Поликарпов создал в 1933 г. К этому времени у него за спиной был арест и два года работы в первой авиационной «шарашке» под эгидой ОГПУ, и создание истребителя И-5. Среди тех, кто первым поднял И-16 на крыло, был и летчик-легенда Валерий Чкалов, служивший шеф-пилотом у Поликарпова.
Этому истребителю выпала не слишком долгая, но очень бурная судьба. Принятый на вооружение ВВС Красной армии в 1934 г., он был выпущен общим числом свыше 10 тысяч экземпляров. И-16 воевал в небе Советского Союза и республиканской Испании. К июню 1941 г. «ишачки» были самыми массовыми истребителями в советских ВВС, и именно на них наши летчики одержали первые победы над немецкими пилотами. Например, все три первых Героя Советского Союза, получившие это звание в годы Великой Отечественной войны, – Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов – летали именно на «ишачках».
В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 года, утверждённом главным инженером ВВС РККА генерал-лейтенантом А. К. Репиным, самолёт Поликарпова назван «лучшим современным истребителем». За этот самолёт в марте 1943 года Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени.
С 1943 года одновременно с работой в ОКБ Н. Н. Поликарпов – профессор и заведующий кафедрой проектирования самолётов Московского авиационного института.
Спроектированные им И-180 и И-185 могли бы стать настоящим прорывом в советском самолетостроении первого периода войны, но их так и не запустили в серию. Его КБ переориентировали на работу по ракетной тематике. Они начали проектировать ракетный перехватчик «Малютка», но завершить работу не успели: 30 июля 1944 года авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов умер.
Авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову не довелось создавать машины реактивной эры или видеть старты первых советских ракет. Но множество пилотов, сидевших за штурвалами самолетов «Ла», «МиГ», «Як» или «Ил», начинали с одного и того же У-2 или сбивали первых своих врагов на И-16. И это стало главным памятником человеку, которому суждено было всю жизнь обращать свой взор к небу.
Его именем в Орле названы площадь и улица, установлен памятник.