Олег Николаевич Смолин родился 10 февраля 1952 года в селе Полудино Северо-Казахстанской области в двухстах километрах от Омска, в семье педагогов. Родился практически слепым.
В 1959 году Олег Смолин был принят в Омскую специализированную школу-интернат. Занимался шахматами, имел первый разряд, не раз был чемпионом шахматных турниров Омской области среди незрячих. Школу окончил с золотой медалью. С отличием окончил детскую музыкальную школу №2 по классу баяна.
В 1970 году Смолин поступил в Омский государственный педагогический институт (ныне университет) на исторический факультет. В 1974 году окончил учебу с красным дипломом. Два года преподавал в омской школе рабочей молодежи.
В 1976 году его принимают на кафедру научного коммунизма. Олег Смолин работал ассистентом, затем старшим преподавателем, одновременно учится заочно в аспирантуре при Уральском университете им. А. М. Горького. В 1982 году Олег Николаевич защищает диссертацию по философии и через два года становится доцентом кафедры.
Олег Смолин активно включается в работу политических клубов, читал лекции в обществе «Знание». В 1990 году коллеги по институту выдвинули его кандидатом в народные депутаты России, и так началась его политическая карьера.
С первых дней работы в российском парламенте депутат Смолин занимал четкую позицию по важнейшим вопросам государственной политики.
В 1993 году повторно выдвигают кандидатом в депутаты в Совет Федерации. Твердость и последовательность в защите интересов избирателей, отстаивании собственной точки зрения обеспечило О. Н. Смолину успех на всех прошедших выборах в российский парламент. С 1990 по 2019 гг. Олег Николаевич является депутатом Государственной Думы II, III, IV, V, VI, VII созывов. О. Н. Смолин занимается в парламенте законотворчеством в области образования, входит в соответствующие парламентские структуры. В Государственной Думе является заместителем председателя Комитета по образованию и науке и возглавляет подкомитет по образованию. Вторая парламентская специальность – социальная защита, в особенности касающаяся законодательства по проблемам социальной защиты инвалидов. Он является соавтором всех действующих законов в области образования и абсолютного большинства тех законопроектов, которые прошли через парламент. С 1991 года его регулярно избирают в состав Центрального правления Всероссийского общества слепых, он принимает активное участие в работе съездов, пленумов ВОС. В 2001 году в Московском педагогическом государственном университете О. Н. Смолин защитил докторскую диссертацию по теме: «Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества».
С сентября 2002 года по настоящее время О. Н. Смолин – вице –президент Паралимпийского комитета России. С ноября 2006 года по настоящее время – вице-президент ВОС.
В 2007 году О. Н. Смолин был избран членом-корреспондентом Международной академии общественных наук. В 2009 году – президентом общества «Знание». В 2013 году вошёл в состав Оргкомитета по подготовке и проведению памятных мероприятий, посвященных двадцатилетию расстрела Съезда народных депутатов России и Верховного совета.
В настоящее время Олег Николаевич Смолин – первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Член Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ по науке и образованию.
Смолин – автор более 700 научных, научно-публицистических и публицистических работ, в том числе 7 авторских книг и соавтор 4 книг.
Главными направлениями своей работы Смолин считает: запрещение приватизации школ, техникумов, ВУЗов; ограничение платного образования; защиту прав работников учреждений образования.
Олег Смолин о пенсионной реформе:
«Пенсионная реформа бьёт прежде всего по людям с низкими доходами. Объясняю, почему. Они меньше живут. Следовательно, меньше времени будут получать пенсию. В общем, вся эта затея с увеличением возраста выхода на пенсию, якобы вызванная технической необходимостью, имеет ярко выраженную классовую направленность».
Олег Смолин о дистанционном обучении:
«Дистанционное обучение в том виде, в котором оно было реализовано в последней четверти прошлого учебного года, привело к ухудшению качества образования. Это произошло по многим причинам, назову только две технические. Во-первых, периодически интернет дает сбой. Во-вторых, во многих школах и семьях не хватает компьютеров, а во многих селах нет широкополосного интернета. Поэтому при прочих равных, образование вживую, конечно, более качественно».
При этом, по мнению депутата, хотя дистанционное образование однозначно лучше, чем вообще никакого, главное, не поверить в его эффективность. — Главное — не делать ложный вывод о том, что всех можно перевести на дистанционное образование без ухудшения качества.