Ежегодно 6 июня в России отмечается день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Его произведения объединяют людей всех возрастов, национальностей, переводятся на десятки языков мира.
Магия произведений Пушкина вновь и вновь заставляет нас открыть томик творений поэта и окунуться в мир волшебных сказок, в таинство святочных гаданий Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» или встретится с героями повести «Пиковая дама».
Для большинства из нас это — история предательства и любви, непредсказуемой судьбы, фортуны, рока… Но не так воспринимали этот сюжет современники поэта. Пушкин описал случай реально произошедший с графиней Натальей Петровной Голицыной и ее внуком. Символический и мистический язык повести был им понятен, так как они были знакомы со значением используемых Пушкиным символов.
Во второй половине 18 века «русская Венера» Наталья Голицына, будучи в Париже, безнадежно проигралась в карты — игра называлась «Фараон». Тогда она обратилась за помощью к человеку по имени Сен-Жермен, он не дал Голицыной денег, но открыл секрет трех карт, и она отыгралась. Позднее графиня открыла этот секрет проигравшемуся внуку, который успешно повторил опыт бабушки.
Эту невыдуманную историю А. С. Пушкин и взял для работы над повестью «Пиковая дама». Повесть была начата летом 1828 г., а закончена в 1833 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Пушкин и сам был азартным игроком. Играл Пушкин довольно крупно, чаще всего проигрывал, и порой довольно значительные суммы, а в молодости даже рукописи своих стихов. Он сам говорил, что из одолевавших его страстей страсть к игре — наисильнейшая и что он предпочел бы умереть, чем не играть. Давайте же познакомимся с главными героями повести. Итак, Германн. В кругу аристократического общества Герман — человек заурядный и даже ординарный: молодой инженер, без роду и племени — сын обрусевшего немца. Его философия — «расчет, умеренность и трудолюбие».
А вот и первая загадка — почему же Пушкин обделил своего «расчетливого немца» именем? Ведь Германн с двумя «н» — фамилия. Можно, конечно же, предположить, что автор сделал это безо всякого подтекста. Или он отказал своему герою в имени, преследуя цель подчеркнуть таинственность, связанную с героем? Лизавета Ивановна — воспитанница графини Анны Федотовны Томской. «Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…» Анна Федотовна Томская — восьмидесятилетняя графиня. Кстати, вскоре после выхода в свет повести «Пиковая дама», Пушкин записывает в своем дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде… При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся». Это многозначительное «и, кажется, не сердятся» говорит само за себя. А ведь могли и рассердиться! Фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских императоров, кавалерственная княгиня Наталья Петровна Голицына, отличавшаяся умом и крутым нравом. К ней являлись, как к высокому начальству, и юнкер, и важный генерал. В доме княгини на Малой Морской появлялись иной раз и члены царской семьи.
Итак, в доме гвардейского офицера Нарумова собрались мужчины, чтобы скоротать время за привычным для XIX века занятием — карточной игрой.Первое упоминание о карточной игре в России относится к началу XVII века. Очевидно, карты вошли в российский обиход в царствование Михаила Федоровича. Занесли их нам, скорее всего, поляки в «смутное время». В пушкинскую эпоху карточная игра была развита в высшей степени, главным образом в среде дворянской, помещичьей, военной, чиновной.
«Пиковая дама» знакома нам по многочисленным театральным постановкам, экранизациям. А современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского.
Чайковский был первый, кому директор Императорских театров И. А. Всеволжский предложил написать оперу по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Однако Пётр Ильич отказался, сочтя сюжет недостаточно сценичным, но спустя какое-то время Чайковский, резко поменяв решение, взялся за работу над оперой.
Ее сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора «с самозабвением и наслаждением», и была закончена в предельно короткий срок — 44 дня.
Напомним, что Чайковский, правя либретто «Пиковой дамы», во многом отступил от первоисточника. «19 декабря 1890 года в Санкт- Петербурге в Мариинском театре состоялась мировая премьера оперы «Пиковая дама». Зрители приняли оперу с восторгом, пресса, кажется, тоже».
По стечению обстоятельств последние дни своей жизни П. И. Чайковский провел в Санкт-Петербурге в доме своего брата Модеста, напротив «дома Пиковой дамы» на пересечении улиц Малой Морской и Гороховой в доме 10. Может и здесь кроется мистическая загадка Пушкинской «Пиковой дамы»?
Не секрет, что многие певцы и актёры побаиваются участвовать в театральных постановках «Пиковой дамы», особенно в главной роли. Знаменитая оперная певица Елена Образцова подмечала, что ей почти всегда удавалось подчинить себе роль, — а вот графиня в «Пиковой даме» подчиняться не хотела. «Это была мистика, я никогда не знала, когда пела партию Пиковой дамы, что будет дальше».
«Пиковая дама» — это знак, «времен связующая нить», – игра продолжается…
«Пиковая дама» ждет и вашего нового прочтения, ибо глубина этого мистического произведения неисчерпаема.
Просмотреть запись ссылке: П. И. Чайковский. Пиковая дама. Постановка Большого театра (1982)
Просмотреть запись по ссылке: экранизация повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»; реж. Игорь Масленников, Ленфильм, 1982 г.