Надежда Коротенко – талантливая 10-летняя девочка. У Нади серьезные проблемы со зрением, но она не опускает руки и двигается вперед к своей мечте. Сейчас у Нади почти нет свободного времени, она учится в обычной школе, профессионально обучается вокалу с индивидуальным педагогом и постоянно принимает участие в разнообразных фестивалях, инклюзивных спектаклях и концертах не только в родном городе, но и в столице.
А еще она стала героиней проходившей в январе в Орловском городском центре культуры благотворительной акции: «Свет Рождественской звезды», где Наде всем миром собирали средства на брайлевскую пишущую машинку.
В 2018 девочка участвовала в международном фестивале «Белая трость», пела с Тамарой Гвердцители, общалась с Алсу и Дмитрием Губерниевым. Еще Надежда автор собственного ю-туб канала «В темноте», где она и ее мама рассказывают о своей насыщенной и разносторонней жизни.
В этом интервью Надежда и ее мама, Ольга, рассказывают о тесном графике, мечтах о море и, конечно, впечатлениях от «Белой трости-2018».
Ольга, вы часто участвуете в концертах вместе с обычными детьми, вам сложно?
Ольга: Мы участвуем в мероприятиях вместе с другими детьми, хочется быть наравне. У нас есть индивидуальный педагог, который специально подбирает нам песни. Я считаю, есть «твоя» песня, есть «не твоя». Сравнивать Надежду с обычными детьми нельзя.
Перед выступлением мы все детально продумываем: во что Надя будет одета, хочется, чтобы она красиво выглядела на сцене. Мы выбираем лирические песни, где нужно минимум движений. Нам не хватает свободы в плане жестов. Хочется плавности и грации. Сейчас посещаем театральную студию, в которой ученики изображают фрукты, овощи, потом животных будут показывать. Еще Надя посещает хоровую школу. Она заметно подтянула свой вокал. У нас занято практически все время. Мы приходим домой в девять часов вечера.
Надежда недавно участвовала в инклюзивном концерте «Мир, который нужен мне». Ребята помахивали ладонями вокруг Нади, изображая языки пламени, а она думала, что они ее щекочут. Это был трогательный номер, в конце все обнимались, и Надя даже забыла, что надо петь.
Вы занимаетесь с частным педагогом по вокалу?
Ольга: У нас возникла потребность в педагоге, который с нами посещал бы мероприятия, готовил Надежду, подбирал материалы для занятий вокалом, вел бы нас, был нашим личным тренером. Особенно остро это чувствовалось на фестивале «Белая трость», куда все приглашённые дети приехали со своим педагогом по вокалу, хореографом, большой группой поддержки, а нам не хватало плеча и поддержки. Я не знала, как ей лучше встать на сцене, куда повернуться. Когда мы вышли на репетицию с Рамзаном Нурдиновым, незрячим мальчиком из Уфы, который был с нами в номере, ему педагог давал советы, как надо встать, как правильно держать микрофон, а я сама направляла Надежду, и мне не хватало знаний и понимания.
Надежда: Мой личный педагог по эстрадному вокалу подбирает песни удобные мне по диапазону.
Надежда, расскажи о своих впечатлениях. Ты сильно волновалась перед выступлением?
Надежда: Нет, я вообще не волновалась. Это был первый мой концерт, когда я не волновалась. На других концертах я плакала перед выходом, и потом было тяжело петь. Когда я плачу, то потом трудно петь.
Ольга: На «Белой трости» у меня было истерическое состояние. Для нас это было первое большое мероприятие международного уровня. На фестиваль приезжают со всей России и других стран. Я боялась, что Надежда выйдет на сцену и просто заплачет. Я не спала две ночи. Нас собрали в гримёрке уже в три часа дня, хотя концерт начинался в восемь вечера.
Надя очень свободно себя чувствовала, была раскрепощена, стояла и фотографировалась с Алсу, шутила с Дмитрием Губерниевым. После концерта Тамара Михайловна передала лично Наде букет цветов.
Опишите ваши впечатления от общения с Тамарой Гвердцители?
Ольга: Она большой души человек. Когда Надя говорила, то взмахивала руками, Тамара Михайловна решила ее поддержать и тоже такой же жест делала — забавно было это наблюдать.
Такие «звезды» как Марк Тишман, Елена Север, Екатерина Гусева, Руслан Алехно, Дмитрий Губерниев — они на равных общались с гостями, и это удивляло. Мы – самая обычная семья из Орла и вот, мы на сцене Крокус Сити Холла… Я снимала для нашего блога видео из-за кулис, и у меня так тряслись руки, что даже стабилизатор на камере не помогал.
Надя относилась к ним как к обычным людям. Надя маленькая еще, она так близко не знакома с их творческими заслугами. К ней только сейчас приходит осознание, когда она слышит знакомый голос Дианы Гурцкая по радио.
Вам понравилась организация этого фестиваля?
Ольга: Такой организации я не видела нигде. Нас встретили на вокзале волонтеры, доставили до места, в отеле нас встретили другие волонтеры, довели до гостиничного номера. Мы чувствовали себя приезжими звездами.
Надежда: И главное, что там был шведский стол. И можно было брать, что хочешь.
Ольга: Департамент Орловской области оплатил нам отель, еду нам оплатил благотворительный фонд для детей-инвалидов «Добрый Гудвин».
Как вы попали на фестиваль?
Диана Гурцкая приезжала в «Областной реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями». Надя исполнила песню и после этого Диана лично пригласила ее на фестиваль «Белая трость». Другие дети-участники просто присылали видео-заявки и ждали ответ, а нас без видео-заявки пригласили. Но потом мы тоже отправили видео с вокальным номером.
Надежда, перед концертом ты сильно волнуешься?
Нет! За день до концерта я стою посередине комнаты и прыгаю от радости.
Что ты чувствуешь перед выходом на сцену?
Ольга: поддержку? – обращается к Наде.
Ответственность?
Надежда: Нет! Чувствую кайф. Это «Белая трость меня» так расхрабрила. Еще мы делали спектакль с волонтерами «Альтаир».
Ольга: Надя проявила себя как актриса, мы были удивлены.
У вас есть ю-туб канал «В темноте». Почему такое название?»
Ольга: Когда мы думали, как назвать канал, было много вариантов, один из них — назвать блог по имени.
Мы хотели показать, как это жить в темноте, не имея нормального зрения, и что такая жизнь тоже может быть яркой и красочной.
Надежда: Ну, как, в темноте, не в том смысле, что я не вижу, а в том смысле, что у меня в мыслях не то, что у других, я другая. Мне кажется, что блог — это кусочки жизни, которые нужно запечатлеть. Еще ты можешь поделиться горем, можешь рассказать о себе, и тебя все поймут.
Я смотрела блоги известных людей и думала, что тоже хочу иметь блог. Я представляла иногда, что веду скрытый видео-блог: снимаю видео скрытой камерой. Но теперь у меня есть настоящая видео камера.
Ольга: Надя – автор блога. Первое видео были сделаны на телефон. Потом на день рождения мы подарили Наде видеокамеру.
Какие комментарии оставляют люди к видео?
Мне запомнился комментарий к видео с концерта «Белая трость», где Надя стоит за кулисами и спрашивает: «Микрофоны включили, микрофоны включили?». Кто-то оставил комментарий, похвалил ее, сказал, что хорошо, что ребенок заботится о микрофонах, о том, чтобы все работало.
Ваши родственники поддерживают вас?
Пока нет, и нет желания участвовать. Потому что от этого нет пока ни дохода, ни признания. Может быть, это угаснет, может быть, Надя музыкой так захочет заниматься, что не захочет вести блог.
Из каких видео состоит ваш канал?
Ольга: Из видео мероприятий и концертов, в которых Надежда принимает участие. Есть видео, где мы учимся готовить. Пока приготовили только имбирные пряники.
Надежда: У меня шрифтом Брайля есть еще рецепт вареников.
Вы хотите, чтобы в будущем ведение блога приносило доход?
У нас не такой большой выбор профессии: массаж, музыка, преподавание. Мы были на радио «Россия» и Надежде сделали комплимент, что у нее получилось бы работать в этой сфере. Надя теперь подумывает о журналистике. Главное, чтобы у нее было несколько дорожек, чтобы был выбор.
В каких мероприятиях планируете принимать участие?
Ольга: Нас ожидает поездка в Москву на Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Виктория». По всей России организаторы собирали талантливых детей, мы сразу прошли в финал. Надя стала лауреатом I степени. Еще в Орле мы участвуем в благотворительном концерте Натальи Куприяновой, певицы, солистки Орловской государственной филармонии.
Как Надя переносит поездки?
Надежда: Я их переношу сидя.
Ольга: Тяжело (улыбается). Физически она хорошо себя чувствует, но морально….Ей скучно. Морально устает, начинается тактика «пилы». Она постоянно спрашивает: «А сейчас мы подъехали?», «А сейчас?», «А через пять минут мы подъедем?». Я стараюсь чем-то ее занять. Аудио книги беру, книги шрифтом Брайля не всегда возьмешь – они тяжелые.
Однажды мы ездили в Москву, Надя начала жаловаться, что ее покусали комары, и я наложила музыку из фильма ужасов на эту часть видео, получилось очень забавное видео. И теперь, когда она жалуется, я говорю ей, что наложу страшную музыку. И она перестаёт.
У нас где-то 10 гб отснятого материала. Монтаж много времени занимает и не хочется выкладывать просто порезанные куски, хочется смешное что-то сделать, наложить эффект, чтобы интересно было смотреть. Сейчас мало видео выкладываем, хотя много материала набралось.
Вы знаете шрифт Брайля, он действительно сейчас нужен?
Ольга: Брайль – основной язык Надежды. Ей нужно писать и читать. Во многих общественных местах сейчас таблички по Брайлю в дополнении к указателям обычным шрифтом. В Санкт-Петербурге таких табличек перед государственными зданиями очень много. В библиотеку для слепых она может прийти и читать книги этим шрифтом.
Надежда: Когда я читаю по Брайлю, я экономлю электроэнергию. Я могу читать в темноте.
Надя учится в обычной общеобразовательной школе вместе со зрячими сверстниками. Сейчас это называется инклюзия. Как она себя чувствует среди зрячих сверстников?
Нина Олеговна Хорошилова, наш тифлопедагог помогает нам, дает советы, обучает нас.
Когда Наде нужно было идти в первый класс, обычные общеобразовательные школы не хотели нас брать. В Департаменте образования города Орла нам предлагали обучаться в Знаменской школе-интернате. У Нади ДЦП и ей трудно было бы добираться до Знаменки, трудно все успевать, тем более, я одна воспитываю двоих дочерей. И забрать из школы одну, а потом ехать за другой — это сложно…. По совету Нины Олеговны я написала в Администрацию президента, это помогло решить проблему.
Как к вам относятся преподаватели и одноклассники?
В школе у всех очень хорошее отношение к Наде. Но это был стресс для меня. Я переживала, как отнесутся дети, как отнесутся педагоги. Дети спрашивают ее, почему глаза у нее разного цвета, почему она очки носит. У нее сейчас такой возраст, когда она осознает себя, сравнивает с другими.
Вы стали героями благотворительной акции «Свет рождественской звезды», вы собрали нужную сумму на покупку брайлевской пишущей машинки?
Мы рады и очень благодарны всем, кто пришел на концерт, кто участвовал в этой акции. Некоторые переводили деньги на карту. Мы собрали 230 тысяч рублей. Но есть какое-то чувство неловкости. Мне стыдно немного. Я никогда не просила денег. Хотя мои знакомые бросают клич и собирают деньги своим детям. Мне неудобно перед людьми, но приятно.
Как вам поможет брайлевская машинка?
Надя обучается компьютерной грамоте. На брайлевской машинке можно набирать текст, а потом выводить его на компьютер и распечатывать. Это сделает гораздо проще учебу.
Надя всегда мечтала посетить концерт Филиппа Киркорова, ее мечта сбылась?
Ольга: Я написала концертному директору Филиппа Киркорова, когда узнала о концерте. Я не верила, что меня пригласят. Думала, мое сообщение затеряется. Билеты на концерт были дорогие, около 10 000 тысяч за двоих. Дешевые раскупили сразу же. Концертный директор написал, что свяжется с нами в день концерта. И вот настал день концерта. Мы не знаем, что делать, ждем ответа и за два часа до начала концерта, нам написали: «приезжайте». Мы купили цветы, как без цветов на концерт, и поехали.
У нас были очень хорошие места — в партере, я много фотографировала.
Надежда: Он так деликатно и аккуратно взял цветы у меня.
Ольга: Надя расстроилась, что не удалось с ним пообщаться. Подойти к Киркорову я постеснялась. Я была просто благодарна, за то, что нас пригласили.
Надя какой-то другой фанат, она не знает все его песни, но узнает голос. Филипп Киркоров нравится ей как человек, нравится, как он ведет себя.
Надежда: Я хочу спеть вместе с Киркоровым, но это превыше моих сил.
Ольга: Я сказала ей, чтобы она работала над собой, и тогда будет такая возможность, если в жизни все правильно будешь делать.
Надежда: Еще я хочу спеть с Алексеем Ракитиным и Елкой.
У вас есть мечта?
Мы очень хотим поехать на море. Знакомая привозит нам ракушки и камушки с моря. У нас целый комод с камнями, косточками, мелочью, его скоро разорвет изнутри. Все разложено аккуратно по банкам. Мне кажется, если бы у Нади не было проблем со зрением, она стала бы банкиром. Все деньги у нее отсортированы и разложены по номиналу.
Еще есть мечта — записать песню. Думаю, к концу этого года мы порадуем слушателей новой песней.