«Для меня нет слова „невозможно“: вижу цель и иду»: как орловчанка с 1-й группой инвалидности по зрению стала бизнес-леди Елена Ветрова— инвалид по зрению 1-й группы, профессионал своего дела и неутомимая труженица, участница и победительница многочисленных конкурсов, одаренная и творческая личность.
Придя к ней на сеанс в ее массажный салон, не смогла удержаться и решила узнать, как ей работается и как у нее получилось не опустить руки после того, как в 22 года она потеряла зрение.
Это интервью я беру, лежа на кушетке, а Елена своими нежными и сильными руками делает мне скульптурный массаж лица и отвечает на мои вопросы. Наша героиня предпочла не терять времени и заниматься любимым делом, а я в этот момент совмещаю приятное с полезным.
Насколько сложно открыть свое дело? Нужен стартовый капитал и многое другое?
— Ошибка большинства тех, кто берет кредиты, арендует помещение, вешает табличку «открыто» и сидит — ждет у окна, когда повалит народ. Но народ не повалит, пока ты не заработаешь себе имя. Чтобы заработать этот авторитет, «имя», нужно потратить не один год. Я каждый день встаю в пять утра и работаю без выходных уже на протяжении одиннадцати лет. Можно долго о чем-то говорить, но можно просто работать изо дня в день и нарабатывать себе имя, постоянно учиться. Два раза в год я посещаю обучение, потому что постоянно появляются новые техники. Век живи — век учись. Я считаю, нужно ставить высокую планку и тянуться к ней, как бы сложно ни было.В технике по массажу лица есть фундамент, основные знания. Но есть многочисленное количество приемов сочетания и последовательности техник. И каждый может назвать это своей методикой, а основа одна. Техник массажа очень много.
Какой вид массажа больше всего нравится лично вам?
— Мое — это все-таки лицо. Скульптурный массаж. Ты, как скульптор, из лица вылепливаешь то, что изначально было создано. Моя творческая задача — вернуть первозданную красоту, даже немного преобразить. Здесь абсолютно творческий подход.
Бывают особенно сложные случаи?
— Много сложных случаев. Здоровых людей нет. Вопрос в том, насколько пошли дегенеративные изменения.
Я знаю, вы спонсируете мероприятия, в которых участвуют «особенные дети»?
— Да. Но я хочу отдельно выделить Елену Воробьеву. Она организовала социальный театр. Они приглашали меня на инклюзивный спектакль. Я сидела и ревела. Это титанический труд — работать с такими детьми. Они особенные, эти дети, еще и потому, что им каждый день приходится преодолевать больше, чем всем остальным. У нас в Орле проходит фестиваль «Танцевальная провинция». Там есть номинация «Блэк данс» — там танцуют дети с ограниченными возможностями. Вы не представляете, как хорошо они это делают! Я дарю им подарки. Конкретный подарок в руки каждому ребенку. Я снимаю шляпу перед их руководителями. Мне хотелось бы, чтобы их поддержка была более серьезной.
Елена, как решились на бизнес? Это немалый риск.
— Риск — встать с постели и начать хоть что-то делать. Можно долго разводить руками, говорить, что ничего не получается, но сложнее начать. Для меня нет слова «невозможно»: вижу цель и иду, иду не на пролом, а преодолевая каждодневные препятствия и трудности в своей жизни, в себе. Есть глобальная цель и есть краткосрочные цели, которые я ставлю перед собой на год, на месяц, на неделю. Самое главное, чтобы человек сам осознавал, что он хочет, что ему нужно, осознавал свою цель в жизни. Когда он четко это знает, уверяю вас, он достигнет ее. Хорошо, когда есть поддержка, но зачастую этой поддержки нет, потому требуется терпение, трудолюбие и усердие. Я всегда говорю: «Если ты сам себя за волосы из этого болота не вытащить, то, к сожалению, тебе мало кто поможет». Надеяться на кого-то… Услышьте меня: никто никому ничего не должен! Либо сам, либо никак.
А как получается?
— Не все сильны по духу, по характеру. Сложно тем, кто имел все, а потом все рухнуло. В мозгах щелчок бывает, к сожалению, не у всех.
Какова ваша высокая планка?
— Я пока не могу сказать. Для достижения моей цели нужно время. Это долгосрочная цель, до которой я обязательно дойду. Поверьте, мой массажный салон — это не предел мечтаний, есть еще более глобальные цели. Если они реализуются, значит, что-то в этой жизни, я сделала полезное, не только для себя.
Вы долго нарабатывали клиентуру?
— Да. Я начинала в больнице Боткина, но поняла, что в госучреждении не буду работать: это не мое. Год я отработала в частной клинике. Далее был следующий трамплин для меня: кто не рискует, тот не выигрывает. Свой первый кабинет я открыла в 2013 году.
Как вы поняли, что пойдете дальше?
— Однозначно мне больницы мало, я понимала, что у меня будет что-то свое, но это вопрос времени. У меня не было спонсоров, только титанический каждодневный труд. Я собирала на салон по копеечке. Оборудовала сначала один кабинет, потом второй, потом третий. Все нарабатывается со временем: и опыт и клиентская база.
Возможно что-то сделать без поддержки?
— Без поддержки даже больше получается. Когда тебя гладят по голове и успокаивают, что все будет хорошо, все получится, жалеют, твоя хватка ослабевает. Ты начинаешь верить, что действительно все получится. А когда тебе говорят: куда ты рыпаешься и зачем тебе все это надо, тогда у тебя возникает некий внутренний протест: «Нет, все равно получится, вопреки всем я реализуюсь».
Откуда вы берете силы?
— Поспать бы мне давали побольше… Я не знаю, откуда берутся силы, наверное, во мне такой большой потенциал есть. А может быть, цели еще не до конца реализованы. У каждого своя мотивация.
Мы не ценим то, что у нас есть?
— Однозначно! Я всегда говорю: не сетуйте, не гневите небеса! Вы не знаете, как может быть хуже, как может быть больнее, сложнее и вообще, по-другому в этой жизни. Мне говорят: «У меня депрессия». А я отвечаю, что когда ты вкалываешь с утра до ночи, на депрессию просто нет времени. Нет времени печалиться. У каждого свое сидит в голове.
До потери зрения вы работали бухгалтером. Так почему решили выучиться на массажиста?
— Потому что зрение потеряла. Понимаете, ничто в жизни не проходит напрасно. Ни одно образование не проходит даром. У меня экономическое образование. И оно мне тоже помогает. Внутренний расход-доход салона, на что еще нужно потратить деньги — это я веду сама.
Вы в детстве хотели стать медиком?
— Нет. Я с детства видела себя великим математиком. Медицина тоже, кстати, схожа с математикой: здесь невозможно однотипно мыслить. И сейчас я учусь на психолога. Я пришла к этому, работая с людьми.
Вы очень ответственный человек.
— Я не могу позволить себе проспать и не вовремя приехать к человеку. Я и с людей требую, чтобы они приходили минута в минуту. Если вы опаздываете, вы крадете время у самого себя. А с себя я требую гораздо больше — прийти не просто вовремя, а прийти заранее. На тебя надеются, тебя ждут, ты не имеешь права подвести!
Дарина Шестопалова