«В помощь дефектологу». Рекомендательный библиографический список составлен по материалам профессиональных периодических изданий, поступивших в библиотеку в 2021 г.
Дефектология. Инклюзивное образование
1. Ананьев, В. Л. Инклюзивное образование детей с особенностями психофизического развития: анализ социальных проблем / В. Л. Ананьев // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 25-36.
2. Анисимова, Г. И. Развитие речи и моторики у обучающихся с ОВЗ на основе музыкально-педагогической концепции К. Орфа / Г. И. Анисимова, Н. В. Турбина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 80-87.
3. Ахметзянова, А. И. Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 13-21.
4. Беркун, А. В. Выявление признаков формирования РАС в период младенчества. Обзор диагностического инструментария. Сообщение 2 / А. В. Беркун, Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 3-11.
5. Бугаев, А. В. Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году / А. В. Бугаев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 4-6.
6. Волковская, Т. Н. Материалы экспериментального исследования дошкольников с трудностями коммуникативно-речевого развития различного генеза в условиях инклюзивного обучения / Т. Н. Волковская, И. А. Куткова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 60-67.
7. Дислексия, нарушения сенсорной интеграции и синдром скотопической чувствительности (Часть 1) : [статья посвящена проблеме специфических расстройств обучения, дислексия – это специфическое расстройство в развитии и приобретении навыков чтения при сохраненном интеллекте, зрении, слухе и хороших образовательных и социальных условиях] / С. Голубович, А.А. Дмитриев, В.Г. Колягина [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 26-36.
8. Дислексия, нарушения сенсорной интеграции и синдром ското-пической чувствительности (синдром Ирлен). (Часть 1) / С. Голубович, А.А. Дмитриев, В. Г. Колягина [и др.] // Воспитание и обучение детей с наруше-ниями развития. – 2021. – № 3. – С. 55-61.
9. Дрозденко, И. Г. Инновационная модель комплексного сопровож-дения профессиональной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / И. Г. Дрозденко, А. А. Богданова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 11-16.
10. Инденбаум, Е.Л. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе / Е.Л. Инденбаум, И.Ю. Мурашова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 63-71.
11. Киселева, Л. А. Условия оказания логопедической помощи школь-никам с нарушениями слуха в системе инклюзивного образования / Л. А. Киселева, Н. В. Ехлакова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 19–25.
12. Кондраьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у детей с ограни-ченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации / С. Ю. Кондратьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 22-34.
13. Коробейников, И. А. Обновление паспортов научных специаль-ностей «Коррекционная педагогика», «Коррекционная психология» / И. А. Коробейников, О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 66-71.
14. Кузьмичева, Т. В. Стратегия взаимодействия педагогов в процессе мониторинга психосоциального развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Т. В. Кузьмичева // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 42-49.
15. Кузьмичева, Т. В. Педагогическая рефлексия как механизм индиви-дуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ / Т. В. Кузьмичева // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 66-73.
16. Левченко, И. Ю. Подготовка специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 6-10.
17. Липатова, О. Н. Изучение информационных запросов родителей детей с ОВЗ на этапе первичного педагогического сопровождения / О. Н. Липатова // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 49-60.
18. Любимова, Е. С. Организационные технологии инклюзивного образовательного пространства / Е. С. Любимова, Н. Б. Попова, Т.П. Ничепорчук // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 22-26.
19. Маркович, М. М. Возможности и преимущества применения гипертекстовых технологий в обучении детей с ОВЗ / М. М. Маркович // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 47-56.
20. Никандрова, Т. С. Алгоритм профориентационного сценирования социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальными наруше-ниями / Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 4-10.
21. Облова, Я. А. К проблеме дезадаптации у детей младшего дошколь-ного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию / Я. А. Облова, А. А. Филатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 44-49.
22. Орсаг, Ю. В. Инклюзия в школе: опыт работы лауреата VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2019» / Ю. В. Орсаг // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 25-30.
23. Павицкая, Е.В. Школьное эковолонтерское объединение как средство экологического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Павицкая, И.Г. Самусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 13-21
24. Приходько, О. Г. Подготовка учителей-дефектологов с использо-ванием дистанционных образовательных технологий: опыт российских педагогических вузов / О. Г. Приходько, И. А. Филатова, А. С. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 59-66.
25. Проектирование информационной системы консультативно-методической поддержки специалистов и родителей по вопросам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Т. Г. Зубарева, Н. Г. Петелина, Д. В. Глаголев, Е. Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 52-58.
26. Ревякина, Е. Г. Использование мобильного компьютерного класса в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГКОУ РО Матвеево-Курганской школы-интерната / Е. Г. Ревякина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 63-65.
27. Синицина, И. А. Коррекционная школа: реалии и перспективы развития в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» / И. А. Синицина, Р. Р. Усманов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 17-27.
28. Скребец, Т. В. Особенности диагностики развития детей раннего возраста / Т. В. Скребец, Т. Н. Каледина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 15-25.
29. Скребец, Т. В. Сравнительный анализ изучения письменных работ учащихся начальных классов / Т. В. Скребец, Н. В. Полякова // Коррек-ционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 68-76.
30. Сорокоумова, С. Н. Модели организации конкурсов профессио-нального мастерства для лиц с инвалидностью и ОВЗ / С. Н. Сорокоумова, В. В. Мануйлова // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 66-74.
31. Сорокоумова, С. Н. Специальные условия как основа организации и осуществления инклюзивного среднего профессионального образования / С. Н. Сорокоумова, В. В. Мануйлова // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 61-69.
32. Сосина, А. В. Диагностика и коррекция манипулятивной функции у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. В. Сосина, Е. И. Харитонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 41-51.
33. Спиридонова, Н. В. Современные модели организации инклюзивного образования в детском саду / Н. В. Спиридонова, О. С. Якимович, А. М. Михайлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 27-33.
34. Темаева, И. В. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в летний период: рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации / И. В. Темаева, О. Н. Совенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 69-75.
35. Фролова, Ю. А. Применение информационных технологий учите-лем-дефектологом в развитии познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ФГОС ОУО / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 99-104.
36. Царев, А.М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по специальным (Часть 1) / А.М. Царев, Е.Н. Елисеева, Е.А. Рудакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 4-13.
37. Царев, А.М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по СИПР (Часть 2) / А.М. Царев, Е.Н. Елисеева, Е.А. Рудакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 7-18.
38. Хвастунова, Е. П. Формирование межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Хвастунова, Н. Н. Тарутанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 32-37.
39. Чижикова, Е. О. Об итоговой аттестации обучающихся с ограни-ченными возможностями здоровья / Е. О. Чижикова // Коррекционная педа-гогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 97-102.
40. Яковлева, Г. В. Использование цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 62-68.
Тифлопедагогика
41. Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 11-20.
42. Айвазян, Е. Б. Оценка образовательного потенциала слепого ребенка как ориентир для выбора варианта АООП НОО / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина, А. В. Павлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 19-28.
43. Блац, О. С. Использование трафаретов и прибора «светлячок» в логокоррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения / О. С. Блац, О. Н. Щеглова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 88-94.
44. К вопросу о дополнительных рекомендациях по обследованию детей с нарушениями зрения в ПМПК / Р. Г. Аслаева, В. З. Денискина, Р. Г. Зиятдинова, Т. В. Сафонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 47-53.
45. Оразбекова, Н. Ю. Социальная адаптация незрячих учащихся на основе разработки индивидуального маршрута и формирования поведен-ческих норм в местах общественного питания / Н. Ю. Оразбекова, Т. В. Разузина, Е. В. Салкимбаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 52-61.
46. Полякова, Н. П. Изучение сформированности чувственного опыта у слепых подростков / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 48-56.
47. Скляднева, В. М. Состояние зрительных реакций у детей первого полугода жизни с офтальмологическими заболеваниями / В. М. Скляднева // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 23-30.
48. Юршина, Т. В. Особенности развития средств общения у дошколь-ников с нарушением зрения / Т. В. Юршина, О. В. Григорьева // Коррек-ционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 56-62.
Сурдопедагогика
49. Богданова, Т. Г. Проблемы методического обеспечения психо-логического сопровождения семьи ребенка с нарушенным слухом / Т. Г. Богданова, А. В. Урожаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 6-14.
50. Демина, С. С. К вопросу об экспериментальном изучении коммуни-кации младших школьников / С. С. Демина, Я. Е. Казьмина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 25-31.
51. Дымкова, А. Ю. Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр. Ч. 1. / А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 47-54.
52. Дымкова, А. Ю. Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр. Ч. 2. / А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 31-38.
53. Емельянова, И. Ф. Урок грамоты в первом классе для детей обучения с нарушениями слуха / И. Ф. Емельянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 93-96.
54. Жеребятьева, Е. А. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (Ч. 1) / Е. А. Жеребятьева, М. А. Зыкова, И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 39-51.
55. Жеребятьева, Е. А. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (Ч. 2) / Е. А. Жеребятьева, М. А. Зыкова, И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 52-58.
56. Зыкова, М. А. Проектирование образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха на уроках по предмету «Изобразительное искусство» в начальных классах / М. А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 20-29.
57. Карпова, Д. А. Применение дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с нарушениями слуха: анализ педагогической практики / Д. А. Карпова, Т. Ю. Четверикова, Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 25-33.
58. Киселева, Л. А. Условия оказания логопедической помощи школь-никам с нарушениями слуха в системе инклюзивного образования / Л. А. Киселева, Н. В. Ехлакова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 19-25.
59. Кобрина, Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с кохлеарным имплантом в условиях специальной школы-интерната / Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова, О. А. Денисова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 62-71.
60. Кошечкина, Т. В. Изучение типа родительского отношения к ребенку раннего возраста как условия развития детской речи / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 59-69.
61. Лалаянц, М. Р. Заболевания спектра аудиторных нейропатий: роль сурдопедагога в диагностике и ведении детей раннего возраста / М. Р. Лалаянц, Е. А. Баудэ, В. В. Олешова // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 57-65.
62. Николаева, Т. В. Методика оценки достижений детей с наруше-ниями слуха на этапе завершения дошкольного образования / Т. В. Николаева // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 36-47.
63. Николаева, Т.В. Педагогическая диагностика развития ребенка второго года жизни с нарушением слуха / Т.В. Николаева, О.В. Польская // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 32-41.
64. Соловьева, Т. А. О влиянии компьютерных игр на динамику резуль-татов и функциональные показатели нагрузок при обучении детей с нарушениями слуха: постановка задач исследования / Т. А. Соловьва, А. В. Гриншкун, Е. А. Кочетова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 4-13.
65. Четверикова, Т. Ю. Содержание и научно-методические ориентиры литературного образования обучающихся с нарушениями слуха / Т. Ю. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 17-26.
66. Шматко, Н. Д. Выбор образовательного маршрута для глухого ребенка, завершающего дошкольное образование (Часть 2) / Н. Д. Шматко, Т.В. Николаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 11-19.
67. Шматко, Н. Д. Как организовать коррекционную поддержку дош-кольников с нарушенным слухом в условиях дистанционного обучения : в помощь педагогам и родителям / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 4-13.
Олигофренопедагогика
68. Алышева, Т. В. Формирование основ компьютерной грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью / Т. В. Алышева, Е. Г. Исупова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 36-46.
69. Быкова, Н. Н. Педагогическая помощь семьям детей с умственной отсталостью в условиях надомного обучения / Н. Н. Быкова // Коррек-ционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 50-61.
70. Анисимова, Г. И. Развитие речи и моторики у обучающихся с ОВЗ на основе музыкально-педагогической концепции К. Орфа / Г. И. Анисимова, Н. В. Турбина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 80-87.
71. Буряк, С. П. Формирование этнической толерантности у обуча-ющихся с легкой умственной отсталостью в процессе изучения курса «Культура и традиции народов, проживающих в России» / С. П. Буряк, Е. П. Канина, Т. В. Максютенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 39-46.
72. Вильшанская, А. Д. Определение достижения личностных резуль-татов обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. Д. Вильшанская, А. А. Еремина // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 40-46.
73. Вильшанская, А. Д. Практические подходы к оценке достижений личностных результатов освоения адаптированной основной общеобра-зовательной программы обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития / А. Д. Вильшанская, А. А. Еремина // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 31-38.
74. Волгуцкова, Е. И. Мастера игрушек: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков в урочной и внеурочной деятельности / Е. И. Волгуцкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 28-34.
75. Галкина, В. А. К вопросу формирования контрольных умений у умственно отсталых младших школьников в процессе обучения / В. А. Галкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 35-44.
76. Дятлова, Е. В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе / Е. В. Дятлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 38-43.
77. Жигорева, М. В. Анализ особых образовательных потребностей детей с множественными нарушениями развития / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 11-17.
78. Жулина, Ю. А. Из опыта дистанционной работы со взрослыми инвалидами с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Жулина, З. М. Левина, И. М. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 34-41.
79. Заиграева, Н.В. Конфликтное поведение старшеклассников с нарушением интеллекта как проявление подросткового кризиса / Н.В. Заиграева, Д.Я. Токарева // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 16-24.
80. Константинова, И.С. Реализация принципов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях / И.С. Константинова // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 3-15.
81. Ильина, С. Ю. Динамика становления речи младших школьников с проблемами интеллектуального развития в контексте исследования социальной компетентности / С. Ю. Ильина, А. Зарин, М. А. Чеботова // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 28-35.
82. Ильина, С. Ю. Современные требования к урокам ручного труда в контексте формирования трудовой культуры младших школьников с интеллектуальными нарушениями / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 35-43.
83. Медникова, Л. С. Роль семьи в формировании социальной ответст-венности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Л. С. Медникова, Ю. С. Феоктистова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 24-33.
84. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями)» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 14-15. – Социальный проект дома-интерната для умственно отсталых детей.
85. Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с легкой умст-венной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нем: оценка прогнозирования проблем жизненного пути. Сообщение 2 / Е. А. Стебляк // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 33-42.
86. Стебляк, Е. А. Подход к развитию картины социального мира в сознании подростков с легкой умственной отсталостью: логика конструи-рования и результаты экспериментальной апробации / Е. А. Стебляк // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 4-14.
87. Фролова, Ю. А. Формирование жизненных компетенций обучаю-щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в работе учителя-дефектолога / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 95-99.
88. Хвастунова, Е. П. Формирование профессионального самоопре-деления у школьников с нарушением интеллекта на психокоррекционных занятиях / Е. П. Хвастунова, Г. Д. Полякова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 68-75.
89. Царев, А. М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по СИПР (Часть 1) / А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 4-13.
90. Царев, А. М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по СИПР (Часть 2) / А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 7-18.
Логопедия
91. Алтухова, Т. А. Проектирование индивидуальной программы кор-рекционной работы учителя-логопеда в структуре АОП обучающегося с тяжелыми нарушениями речи, имеющего логопедическое заключение «Нарушение письма» / Т. А. Алтухова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 62-82.
92. Блац, О. С. Использование трафаретов и прибора «Светлячок» в логокоррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения / О. С. Блац, О.Н. Щеглова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 88-94.
93. Волкова, С. В. Методика изучения фонематических нарушений при реализации дистанционных форм оказания коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ / С. В. Волкова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 34-41.
94. Волковская, Т. Н. Современные векторы развития коррекционного обучения детей с недостатками речи / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 5-10.
95. Волковская, Т. Н. Логопсихология: пути становления и современная парадигма / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 29-39.
96. Ворошилова, Е. Л. Актуальные проблемы развития профессио-нальных компетенций учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования / Е. Л. Ворошилова, Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 8. – С. 44-52.
97. Грибова, О. Е. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 2 / О. Е. Грибова, Е. Л. Инденбаум // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 22-32.
98. Гурьева, Е. В. Повышение мотивации детей на логопедических занятиях средствами изобразительной деятельности / Е. В. Гурьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 92-95.
99. Даниленко, Л. В. Индивидуальное логопедическое занятие с элементами биоэнергопластики для обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями / Л. В. Даниленко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 83-87. –Диалог Евгения Гришковца и Марии Пиотровской о дислексии.
100. Дроздова, Н. В. Изучение предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Дроздова, В. Д. Ладейко // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 56-65.
101. Дудьев, В. П. Предупреждение отклонений в психомоторном и речевом развитии у детей младенческого возраста с перинатальным поражением ЦНС в процессе комплексного сопровождения / В. П. Дудьев // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 14-22.
102. Дымкова, А.Ю. Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр (Часть 1) / А.Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 47-54.
103. Дымкова, А.Ю. Обучение слоговому чтению детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр (Часть 2) / А.Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 31-38.
104. Екжанова, Е. А. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля / Е. А. Екжанова, О. В. Медведева // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 26-35.
105. Зуева, М. А. Интерактивные пособия на логопедическом занятии для обучающихся первого класса с интеллектуальными нарушениями / М. А. Зуева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 88-92.
106. Инденбаум, Е. Л. Экспресс-диагностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе / Е. Л. Инденбаум, И. Ю. Мурашова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 62-71.
107. Киселева, Л. А. Условия оказания логопедической помощи школь-никам с нарушениями слуха в системе инклюзивного образования / Л. А. Киселева, Н. В. Ехлакова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 19-25.
108. Кобрина, Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с кохлеарным имплантом в условиях специальной школы-интерната / Л. М. Кобрина, Е. С. Хименкова, О. А. Денисова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 62-71.
109. Коваленко, О. М. Актуализация знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся вторых классов с тяжелыми нарушениями речи с помощью модифицированного варианта методики «Несуществующее животное» / О. М. Коваленко // Коррекционная педа-гогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 26-40.
110. Кошечкина, Т.В. Изучение типа родительского отношения к ребенку раннего возраста как условия развития детской речи / Т.В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 59-69.
111. Лапп, Е.А. Аппарат ДЭНАС как инструмент в коррекции миофункциональных нарушений речи / Е. А. Лапп // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 56-61.
112. Ларина, Е. А. Опытно-экспериментальное изучение нейропсихо-логических и лингвологопедических особенностей детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 16-24.
113. Мазина, М. Е. Некоторые подходы к совершенствованию связной речи у дошкольников с недостатками речевого развития / М. Е. Мазина, Т. В. Скребец // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 52-56.
114. Молчанова, Т. Г. Речевое развитие младших школьников, рожден-ных с помощью экстракорпорального оплодотворения / Т. Г. Молчанова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 62-67.
115. Мосьпан, Т. Я. Применение миофункциональных средств коррек-ции в логопедической работе с детьми с врожденными расщелинами губы и неба / Т. Я. Мосьпан, В. Е. Агаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 41-50.
116. Пастушенко, Н. С. Совместные занятия логопеда с родителями как способ повышения родительской компетенции в сфере развития речи ребенка с особенностями развития в условиях санатория / Н. С. Пастушенко, М. В. Садовски // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 42-46.
117. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность // Воспи-тание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 4-10.
118. Ращупкина, О. В. Формирование речевой коммуникации через акти-визацию межполушарного взаимодействия у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / О. В. Ращупкина, М. В. Абрамова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 86-94.
119. Сатари, В. В. Формирование средств альтернативной коммуни-кации у детей с тяжелыми множественными нарушениями речи дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ГБУ «КРОЦ» / В. В. Сатари, Л. Р. Солдатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 4-12.
120. Темаева, И.В. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в летний период: рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации / И.В. Темаева, О.Н. Совенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 69-75.
121. Филатова, Ю. О. Дыхание как компонент функциональной сис- темы речи: онтогенез и речевой дизонтогенез / Ю. О. Филатова, А. О. Аксенова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 72-78.
122. Филимонова, Е. А. Использование методов визуализации и аудио-тонизирования в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Е. А. Филимонова, Д. Е. Щербакова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 47-55.
123. Цапко, Е. А. Экспериментальная работа по формированию глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. А. Цапко, М. В. Садовски // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 25-41.
124. Шичанина, О. В. Особенности подбора дидактического материала при проведении логопедического обследования современных детей дошкольного возраста / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 70-77.
125. Якушева, А. И. Организация развивающей предметно-простран-ственной среды группы как средства познавательно — речевого развития дошкольников с ОНР / А. И. Якушева, К. А. Смирнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 100-104.
Аутизм
126. Антонова, И. Д. Опыт адаптации методики «Личный букварь» к условиям дистанционного обучения ребенка с расстройством аутистического спектра / И. Д. Антонова, М. М. Либлинг // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 3-12.
127. Ахметзянова, А. И. Нейропсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. И. Ахметзянова, А. Ф. Мясагутова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 41-46.
128. Беркун, А. В. Выявление признаков формирования РАС в период младенчества. Обзор диагностического инструментария. Сообщение 2 / А. В. Беркун, Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 3-11.
129. Бондаренко, Н. П. Организация работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в период адаптации в ДОУ компенсирующего вида / Н. П. Бондаренко, Г. Е. Старых // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 96-99.
130. Браткова, М. В. Особенности игрового взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с риском возникновения расстройства аутистического спектра / М. В. Браткова, А. С. Набиулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 47-55.
131. Калашникова, А. Р. Особенности формирования устной комму-никации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. Р. Калашникова, Д. О. Басюк // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 47-55.
132. Караханян, А. С. Особенности дистанционного обучения для уча-щихся с расстройствами аутистического спектра / А. С. Караханян // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 76-79.
133. Марголина, И. А. Депривационный парааутизм вследствие жестокого обращения с детьми. Методы психолого-педагогической коррекции / И. А. Марголина, Н. В. Платонова, М. В. Иванов // Дефек-тология. – 2021. – № 5. – С. 36-46.
134. Петрова, Е. А. Психолого-педагогические сопровождение обучаю-щихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации / Е. А. Петрова, Л. Л. Иванова, Л. Г. Нестерова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 39-51.
135. Тютюгина, С. Е. Арт-терапия в системе психолого-педагогичес-ческого сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / С. Е. Тютюгина, В.Г. Колягина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 57-61.
136. Тюшкевич, С. А. Исследование специфики проявлений стереотип-ного поведения у детей с РАС 6-7 лет в условиях групповых занятий в очном и дистанционном формате обучения / С. А. Тюшкевич, А. А. Мовчан, Ю. И. Ерофеева [и др.] // Дефектология. – 2021. – № 6. – С. 15-25.
137. Филимонова, Е. А. Использование методов визуализации и аудиотонизирования в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Е. А. Филимонова, Д. Е. Щербакова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 47-55.
138. Шаргородская, Л. В. Особенности понимания социальных ситуаций младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра / Л. В. Шаргородская // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 22-27.
139. Шаркунова, Ю. В. Результаты апробации комплексной коррек-ционно-развивающей программы «РАСтём вместе!» для детей с РАС дошкольного возраста / Ю. В. Шаркунова, М. В. Степанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 29-38.
140. Юсупова, Г. Х. Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционной школы / Г. Х. Юсупова, З. А. Аглиуллина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 103-108.
ЗПР
141. Бабкина, Н. В. Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 12-21.
142. Бачина, О. В. Пути преодоления трудностей решения задач на движение у младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Бачина, Т. В. Ильвохина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 7-16.
143. Вильшанская, А. Д. Преемственность подходов к организации работы учителя-дефектолога при сопровождении обучающихся с ЗПР на уровнях начального и основного общего образования / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 14-21.
144. Гуляйкина, Е.А. Использование геймификации для развития познавательного интереса при обучении детей с задержкой психического развития / Е.А. Гуляйкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 16-21.
145. Инденбаум, Е. Л. К вопросу о мониторинге личностных резуль-татов образования школьников с задержкой психического развития (Сообщение 1) / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 31-39.
146. Ильина, С. Ю. Динамика становления речи младших школьников с проблемами интеллектуального развития в контексте исследования социальной компетентности / С. Ю. Ильина, А. Зарин, М. А. Чеботова // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 28-35.
147. Лапп, Е.А. Проект модульной программы подготовки учителя-дефектолога (бакалавра) для работы с детьми с задержкой психического развития / Е. А. Лапп // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 61-73.
148. Микляева, Н. В. «Геометрические кейсы» как прием формирования социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Микляева, Т. А. Чудесникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 6. – С. 45-51.
149. Павицкая, Е. В. Школьное экологического воспитания обучаю-щихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Павицкая, И. Г. Самусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 13-21.
150. Свиридова, Т. В. Психолого-педагогическая реабилитация детей с болезнью Вильсона-Коновалова / Т. В. Свиридова // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 12-21.
151. Ткачева, В. В. Этапы травмирования семьи ребенка с нарушениями развития / В. В. Ткачева // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 31-39.
152. Федотова, М. В. Тренировка памяти на уроках химии у школьников, обучающихся по АООП детей с задержкой психического развития / М. В. Федотова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 72-78.
153. Цапко, Е. А. Экспериментальная работа по формированию глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. А. Цапко, М. В. Садовски // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 25-41.
154. Чудесникова, Т. А. Социокогнитивный подход к диагностике и формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития / Т. А. Чудесникова // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 57-65.
Другие специальные педагогики
155. Абкович, А.Я. К вопросу об оценке сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Я. Абкович // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 37-48.
156. Абкович, А. Я. Система школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на современном этапе / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 54-59.
157. Абкович, А. Я. Современные представления о детях с наруше-ниями опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 73-75.
158. Заводчикова, О. И. Социально-бытовая адаптация детей и подрост-ков с детским церебральным параличом на дому / О. И. Заводчикова, З. А. Сессаревская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 80-85.
159. Крутякова, Е. Н. Подходы к изучению коммуникативной деятель-ности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. Н. Крутякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 4. – С. 64-76.
160. Кузнецова, Г. В. Изобразительная деятельность детей с ДЦП в семье в процессе подготовки к обучению вы школе / Г. В. Кузнецова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 4. – С.79-87.
161. Кузнецова, Г. В. Специальные условия для овладения дошкольниками с ДЦП навыками изобразительной деятельности / Г. В. Кузнецова, Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С.77-87.
162. Лазуренко, С. Б. Современная научная парадигма дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) / С. Б. Лазуренко, М. В. Переверзева, Н. Н. Павлова // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 52-60.
163. Ларина, Е.А. Иппотерапия как комплексный коррекционно-развивающий метод реабилитации детей с ДЦП / Е.А. Ларина, Я.С. Галант, П.Р. Дорожукова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 2. – С. 66-75.
164. Левченко, И. Ю. Дети дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современном образовательном прост-ранстве / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова // Коррек-ционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 40-46.
165. Симонова, Т. Н. Формирование у детей с тяжелыми двигатель-ными нарушениями готовности к визуально-графической (невербальной) интеракции с помощью компьютерных технологий / Т. Н. Симонова, В. В. Скрипниченко [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 14-24.
166. Симонова, Т. Н. Аналитический обзор подходов и методов изучения ведущего нарушения при детском церебральном параличе / Т. Н. Симонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 18-28.
167. Субботина, Е. И. Особенности сенсорно-перцептивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в структуре детского церебрального паралича / Е. И. Субботина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 88-96.
Психология отдельных видов деятельности. Арттерапия
168. Акимова, Е. А. Материалы для лепки в продуктивной деятель-ности детей с ограниченными возможностями здоровья: рекомендации по применению / Е. А. Акимова, Д. А. Карпова, М. А. Астахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 22-30.
169. Ахметзянова, А. И. Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 13-21.
170. Большакова, М. Мир, точно терем расписной / М. Большакова // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 72-75. — Интуитивное рисование. Арттерапия.
171. Константинова, И. С. Реализация принципов нейропсихологи-ческой коррекции на музыкальных занятиях / И. С. Константинова // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 3-15.
172. Марголина, И. А. Депривационный парааутизм вследствие жесто-кого обращения с детьми. Методы психолого-педагогической коррекции / И. А. Марголина, Н. В. Платонова, М. В. Иванов // Дефектология. – 2021. – № 5. – С. 36-46.
173. Михайлов, И. Через тернии — к пластилину / И. Михайлов // Наша жизнь – 2020. – № 8. – С. 36-40. – Проект Санкт-Петербургской РО ВОС «Вижу руками — изостудия незрячих художников».