В помощь дефектологу и тифлопедагогу
Рекомендательный библиографический список составлен по материалам профессиональных периодических изданий, поступивших в ООСБС им. А.Г. Абашкина в 2020 году.
Дефектология. Инклюзивное образование
1. Абкович, А.Я. К проблеме школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на современном этапе / А.Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 37-43.
2. Айвазян, Е. Б. Семья ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции: анализ материала опроса / Е. Б. Айвазян, А. В. Павлова, Ю. А. Разенкова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 3-13.
3. Батмунх, Мунхоо. Индивидуальная программа обучения для детей с нарушениями развития / Мунхоо Батмунх // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 63-70.
4. Богатырева, Е.П. Ранняя помощь детям с особенностями в развитии как актуальная гуманитарная проблема / Е.П. Богатырева, Л.В. Мясникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 28-33.
5. Буковцова, Н.И. Проектирование современного урока в условиях инклюзивной практики: содержательный и технологический аспекты / Н.И. Буковцова, Л.А. Ремезова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 27-36.
6. Бурдина, В.Г. Нейропсихологический подход к развитию чувств ритма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / В.Г. Бурдина, В.В. Анфалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 71-75.
7. Головчиц, Л.А. Реалии дошкольного инклюзивного образования и подготовка специалистов к работе в новых условиях / Л.А. Головчиц, А.В. Кроткова // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 51-56.
8. Инклюзия в школе: опыт работы лауреата VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2019» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 25-30.
9. Комплексный подход к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в реабилитационном центре / С.А. Войтас и [др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 66-75.
10. Крутякова, Е. Н. К вопросу о качестве повышения квалификации педагогов в электронной образовательной среде / Е. Н. Крутякова Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 51-61.
11. Лемех, Е.А. Инклюзивный отдых и инклюзивное обучение: отношение родителей / Е.А. Лемех, О.Ю. Светлакова, В.В. Хитрюк // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 57-64.
12. Микляева, Н.В. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов (Часть 1) / Н.В. Микляева, Т.А. Чудесникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 49-60.
13. Микляева, Н. В. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов (Часть 2) / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 58- 66.
14. Набокова, Л. А. Некоторые особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативным навыкам на иностранном языке на ступени основного общего образования / Л. А. Набокова, И. В. Новицкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 65- 72.
15. Одинокова, Г. Ю. Взгляд на агрессивные проявления детей раннего возраста с ОВЗ во взаимодействии с матерью / Г. Ю. Одинокова, Е. В. Орлова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 14-23.
16. Ремезова, Л. А. Особенности формирования и оценивания познавательных универсальных учебных действий в инклюзивном классе / Л. А. Ремезова, Н. И. Буковцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 31- 40.
17. Роснач, Д. Ю. Результаты педагогического наблюдения за процессом и результатами инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха (на примере одной школы) / Д. Ю. Роснач // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 59-65. 18. Руденко, И. Л. Интеграция образовательных технологий в системе высшего инклюзивного образования / И. Л. Руденко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 56- 65.
19. Слепович, Е. С. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи / Е. С. Слепович, А. М. Поляков // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 34-41.
20. Смолин, О. Н. Инклюзия, но не псевдоинклюзия / О.Н. Смолин // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 21-33.
21. Соловьева, Т.А. Оценки цифровых образовательных ресурсов, разработанных для детей с ограниченными возможностями здоровья, с позиции ожиданий и потребностей основных групп пользователей / Т.А. Соловьева, Д.А. Соловьев // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 3-16.
22. Соловьева, Т.А. Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: основные понятия и их характеристика / Т.А. Соловьева, Д.А. Соловьев, С.А. Войтас // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 42-56.
23. Степанова, М.А. Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Этапы жизненного пути В.П. Кащенко / М.А. Степанова // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 3-20.
24. Тихомирова, Л.Ф. Изучение готовности педагогов к работе в условиях инклюзии / Л.Ф. Тихомирова, Е.А. Нежданова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 4-14.
25. Хитрюк, В.В. Научные исследования в дефектологической науке Республики Беларусь: векторы, результаты, проблемы, задачи / В.В. Хитрюк, О.С. Хруль // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 57-63.
26. Шилова, Е. А. Цифровые инструменты в помощь педагогу-дефектологу (на примере электрон. Обучающего тренажера) / Е. А. Шилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 62-66.
27. Яковлева, Г.В. Научно- методическое сопровождение инновационных проектов как условие профессионального развития педагогов, работающих с детьми с ОВЗ / Г.В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 69-76.
Сурдопедагогика
28. Волкова, Е. Э. Формирование устной речи у обучающихся с нарушениями слуха / Е. Э. Волкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 92-98.
29. Яхнина, Е. З. Проектирование и реализация программы коррекционной работы в системе основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 29-37.
30. Яхнина, Е. З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 16-24.
Тифлопедагогика
31. Денискина, В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (Ч.1)/ В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 26-34.
32. Денискина, В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (Ч. 2) / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 57-65.
33. Денискина, В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (Часть 3) / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 67-76. 34. Денискина, В.З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (Часть 4) / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 6. – С. 66-77.
35. Комова Н. С. Подходы к разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушением зрения на этапе основного общего образования / Н. С. Комова, В. В. Соколов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. –№8. – С. 38-47.
36. Павлюченкова, А. Дневник слабовидящей мамы / А. Павлюченкова // Наша жизнь. – 2020. – №10. – С. 25-32.
37. Павлюченкова, А. Дневник слабовидящей мамы / А. Павлюченкова // Наша жизнь. – 2020. – №12. – С. 26-34.
38. Чеботарева, О.В. Методические рекомендации по воспитанию слепых детей в семье посредством игры / О.В. Чеботарева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 98-103.
Олигофренопедагогика
39. Алышева, Т.В. Организация образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе работы над арифметической задачей в 1-4 классах / Т.В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 13-22.
40. Вассерман, Е.Л. Нарушения интеллектуального развития в современных медицинских классификациях / Е.Л. Вассерман // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 31-40.
41. Грошенкова, В.А. Обучение грамоте младших школьников с ментальными нарушениями / В.А. Грошенкова, И.И. Мельникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 76-84.
42. Екжанова, Е.А. Психолого-педагогические особенности тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях образовательной организации / Е.А.
43. Екжанова, В.В. Дубинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 26-33.
44. Жарова, В.А. Исследование коммуникативных навыков школьников с умеренной степенью нарушения интеллекта / В.А. Жарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 14-20.
45. Жарова, В.А. Особенности общения школьников с нарушением интеллекта умеренной степени / В.А. Жарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 112-119.
46. Ильина, С.Ю. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / С.Ю. Ильина, А. Зарин, М.А. Чеботова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 4-13.
47. Карзунина, О.С. Развитие мелкой моторики руки и речи у обучающихся с глубокой умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности / О.С. Карзунина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 104-107.
48. Каримова, Н.Д. Формирование навыка списывания у обучающихся с нарушением интеллекта / Н.Д. Каримова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 120-125.
49. Кузьмина, Т.И. Кейс-методика «ситуации» (взрослый вариант) в диагностике компонентов «я» лиц с нарушением интеллекта / Т.И. Кузьмина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 67-77.
50. Медникова, Л. С. Роль семьи в формировании социальной ответст-венности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Л. С. Медникова, Ю. С. Феоктистова // Дефектология. – 2020. – № 6. – С. 24-33.
51. Мочалина, М.А. Использование элементов проектной деятельности в формировании читательского интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / М.А. Мочалина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 34-41.
52. Поселенов, А.В. Проблема формирования теоретических знаний у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках трудового обучения / А.В. Поселенов // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 34-44.
53. Рабина, Е.Ф. Полисенсорный подход к развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью / Е.Ф. Рабина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 108-111.
54. Рудакова, Е.А. Влияние обучения на формирование предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, Е.Н. Елисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 38-46.
55. Селищева, Т.В. Психологическая поддержка семей, обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т.В. Селищева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 35-42.
56. Стебляк, Е.А. Мониторинг способности подростков с легкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нем: параметры и индикаторы оценки. Сообщение 1 / Е.А. Стебляк // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 32-39.
57. Стребелева, Е.А. Мониторинг достижений развития обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями (по окончании первого года обучения) / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 55-69.
58. Стребелева, Е.А. Мониторинг результатов обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями: методика промежуточного контроля / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 44-57.
59. Феклистова, И.В. Формирования жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях взаимодействия учителя-логопеда и учителя трудового обучения / И.В. Феклистова, А.Х. Мусалов // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 85-91.
Логопедия
60. Алмазова, А.А. Методические аспекты включения дисциплины «Развитие речи» в адаптированную образовательную программу основной ступени обучения / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 9-16.
61. Белякова, Л. И. Ретроспективный анализ результатов психофизиоло гических исследований становления речедвигательной функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 3-10.
62. Бурдина, В.Г. Нейропсихологический подход к развитию чувства ритма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / В.Г. Бурдина, В.В. Анфалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 71-75.
63. Волковская, Т.Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 17-21.
64. Ворошилова, Е.Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.Л. Ворошилова, А.Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 14-26.
65. Инденбаум, Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 1. / Е.Л. Инденбаум, О.Е. Грибова // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 20-31.
66. Карпова, Н.Л. Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка (обзор зарубежных исследований) / Н.Л. Карпова, Е.И. Николаева // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 41-50.
67. Кошечкина, Т. В. Возможность применения компьютерных игр в логопедической практике / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 47-55.
68. Кощеева, О.В. Актуальные вопросы подготовки студентов логопедов к работе с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением / О.В. Кощеева, Е.А. Георгица // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 65-73.
69. Лебедева, Т.В. Актуальность и перспективы использования новых методов психологической диагностики в оценке недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т.В. Лебедева // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 22-30.
70. Леонова, С.В. Формирование навыков речевой коммуникации у младших школьников с заиканием / С.В. Леонова, А.Э. Зайнитова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С.70-77.
71. Пискарева, А.В. К вопросу об агрессивном поведении младших школьников с моторной алалией / А.В. Пискарева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 20-27.
72. Рабина, Е.Ф. Полисенсорный подход к развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью / Е.Ф. Рабина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 108-111.
73. Уклонская, Д.В. Логопедическая работа по улучшению характеристик звучной речи после трахеопищеводного шунтирования с протезированием у лиц с удаленной гортанью / Д.В. Уклонская, Е.В. Косова // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 66-74. 74. Феклистова, И.В. Формирования жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях взаимодействия учителя-логопеда и учителя трудового обучения / И.В. Феклистова, А.Х. Мусалов // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 85-91.
75. Шичанина, О.В. Современное повышение квалификации учителей логопедов: о некоторых результатах изучения профессиональных запросов на обучение / О.В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 62-68.
Аутизм
76. Аршатская, О.С. Эмоционально-смысловая проработка сюжета в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра / О.С. Аршатская, Е.Р. Баенская // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 40-48.
77. Костин, И.А. Варианты образовательного маршрута ребенка с аутизмом в начальной школе / И.А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 15-25.
78. Костин, И.А. Возможности и риски использования компьютерных инструментов для развития и обучения детей и подростков с расстройством аутистического спектра школе / И.А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 7. – С. 41-46.
79. Морозов, С.А. Аутизм в России: история научных исследований и практической помощи / С.А. Морозов, Т.И. Морозова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 4-16.
80. Соловьева, Т.А. «Эффективность» и «доказательность» психолого-педагогических методов: нужен ли специалистам образования медицинский регламент? / Т.А. Соловьева, И.А. Коробейников, М.М. Либлинг // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 14-19.
81. Сорокин, А.Б. Исследование эффективности вмешательства при аутизме. Часть 1. Как описать целевую группу / А.Б. Сорокин // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 74-80.
82. Сорокин, А.Б. Исследование эффективности вмешательства при аутизме. Часть 2. План описания / А.Б. Сорокин // Дефектология. – 2020. – № 4. – С. 3-13.
83. Тишина, Л.А. Формирование моделей коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / Л.А. Тишина, Н.А. Голобородько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 47-56.
ЗПР
84. Вильшанская, А. Д. Проектирование психокоррекционного курса педагога-психолога для обучающихся начальных классов с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская, Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С.44-54.
85. Вильшанская, А. Д. Проектирование коррекционно-развивающих курсов на уровне основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С.17-28.
86. Ильина, С.Ю. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / С.Ю. Ильина, А. Зарин, М.А. Чеботова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 4. – С. 4-13.
87. Козырева, О.А. Исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников с ЗПР / О.А. Козырева, Е.В. Косолапова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 45-62.
Другие специальные педагогики
88. Гусейнова А.А. Особенности преподавания учебной дисциплины «Технология» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования / А. А. Гусейнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 57-64.
89. Екжанова, Е.А. Психолого-педагогические особенности тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях образовательной организации / Е. А. Екжанова, В. В. Дубинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 2. – С. 26-33.
90. Кондрашова, А.А. Своеобразие нарушения социального развития у детей раннего возраста с церебральным параличом / А.А. Кондрашова // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 73-80.
91. Кузнецова, Г.В. Специфика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 23-28.
92. Рудакова, Е.А. Влияние обучения на формирование предметно-практических действий у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, Е.Н. Елисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 38-46.
93. Селищева, Т.В. Психологическая поддержка семей, обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т.В. Селищева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 3. – С. 35-42.
94. Титова, О. В. Специфика реализации программ основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О. В. Титова, А. Я. Абкович Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 8. – С. 48-56.
Психология отдельных видов деятельности. Арттерапия
95. Карзунина, О.С. Развитие мелкой моторики руки и речи у обучающихся с глубокой умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности / О.С. Карзунина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 104-107.
96. Кузнецова, Г.В. Специфика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Г.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 23-28.
97. Тютюгина, С. Е. Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра : [описываются практические наработки различных методов рисования для коррекции эмоционально-личностных трудностей детей с расстройством аутистического спектра] / С. Е. Тютюгина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 57-61.